Стабильные поставки топлива сегодня осуществляются только на заправки в Ташкенте и столичной области, однако уже за 70-100 километров от столицы бензина нет и в помине, пишет Podrobno.uz.
По данным источника в "Узбекнефтегазе", в некоторых регионах АЗС получают топливо лишь два раза в месяц, и естественно, этих объемов катастрофически не хватает местному населению.
Сложившаяся ситуация повлияла на взрывной рост незаконного рынка бензина. Спекулянты, многие из которых работают на частных заправках и сливают "налево" выделяемое топливо, стоят вдоль обочин дорог и продают бензин в больших пластиковых баклажках. Стоимость его в среднем на 60-90% больше цены, установленной государством. Так, например, самый распространенный бензин марки АИ-80, который на заправках стоит 2800 сумов, спекулянты реализуют за 4000-5500 сумов в зависимости от региона.
При этом о качестве такого топлива остается только догадываться. Вполне очевидно, что спекулянты разбавляют его, используя различные химические вещества, стараясь получить максимальную прибыль.
В Узбекистане в 2010-2016 годах производство бензина снизилось на 26,2%, дизельного топлива — на 8,3%. При этом импорт углеводородов увеличился в 1,3 раза.
Для изменения ситуации правительство приняло решение о модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов и строительстве нового в Джизакской области. Здесь путем переработки пяти миллионов тонн нефти в год будет производиться 3,7 миллиона тонн моторного топлива, соответствующего стандарту "Евро-5", более 700 тысяч тонн авиационного керосина, а также сжиженный газ, мазут, битум и другая продукция.
Кроме того, были заключены договоренности о прокачке российской нефти через Казахстан в Узбекистан.