В НПП "Атамекен" считают, что регулирование цен может негативно сказаться на состоянии бизнеса, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на сайт НПП РК "Атамекен".
Предприниматели просто не смогут работать, если установленные государством цены окажутся ниже себестоимости продуктов.
Основная причина роста цен на продовольствие — увеличившиеся издержки производителей.
"Сегодня госорган заявляет о завышенных ценах на товары со стороны предпринимателей и возможном сговоре. Однако во внимание не берется удорожание производства всей цепочки "от поля до прилавка". Сегодня переработчики вынуждены конкурировать за сырье и закупать его по рыночным ценам", — отметил заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Шынгыс Темир.
Предприниматели отмечают, что невозможно сохранить низкие цены, учитывая рост тарифов на электроэнергию, удорожание кормовой базы, импортного сырья и влияние пандемии. К примеру, если летом стоимость литра масла не превышала 450 тенге, то в настоящее время цена не опускается ниже 625 тенге.
По данным ассоциации "Масложировой союз Казахстана", рост цен на продукцию связан с неурожаем подсолнечника в России и на Украине, что вызвало высокий спрос на казахстанские маслосемена со стороны Китая и Узбекистана и повышение цены и дефицит местного сырья. У отечественных производителей есть два пути: успеть закупить казахстанское сырье или импортировать маслосемена из России.
Сегодня КНР закупает сырое растительное масло по 1310 долларов США за тонну, соответственно, отпускная цена производителя сырого масла составляет 550 тенге за 1 литр. С учетом производственных расходов, маржи производителя (5%) и торговой наценки (10%) конечная стоимость растительного масла для потребителя составляет 700-750 тенге. Если перерабатывать российское сырье, цена литра с учетом производственных издержек, маржи и торговой наценки составит от 1 тыс. тенге.
Справочно: цена маслосемян из России составляет 45 тысяч рублей за 1 тонну. С учетом логистических расходов по доставке ввозная цена 1 тонны маслосемян с учетом НДС – 294 тысячи тенге.
В текущем году предпринимателям вынесено 26 уведомлений и начато 6 расследований. "Атамекен" с целью защиты бизнесменов отслеживает действия антимонопольного органа по вынесению уведомлений о наличии в действиях предпринимателей нарушений, а также по назначению их расследований.
"Чтобы вынести уведомления и начать расследования нарушений законодательства, антимонопольный комитет должен провести соответствующие процедуры по установлению фактических данных, указывающих на признаки таких нарушений. Необходимо провести соответствующие анализы товарных рынков и установить доли доминирования подозреваемых в сговоре предпринимателей, установить причины подорожания продуктов и иных товаров. Мы анализируем практически каждый кейс на предмет соблюдения антимонопольным органом всех этих процедур и оказываем помощь предпринимателям по защите своих прав при взаимодействии с антимонопольным органом. Для нас важно, чтобы уведомления о наличии признаков нарушений не нашли продолжения в расследованиях", — рассказал заместитель директора департамента бизнес-регулирования и развития конкуренции НПП "Атамекен" Мурат Оспанов.
Еще один товар, стоимость которого с начала года выросла на 20%, — куриное яйцо. Согласно данным бюро национальной статистики, за январь-март текущего года цены на пищевое яйцо выросли на 20% – с 396 до 475 тенге за десяток. При этом с января 2020-го по январь 2021 года цены выросли на 30,7%.
В отрасли отмечают несколько факторов удорожания продукции: снижение поголовья птиц из-за вспышки птичьего гриппа, рост цен на корма (в 2020 году по сравнению с 2019 годом рост закупочных цен на фуражную пшеницу составил 24%, жмых – 19%, подсолнечный и рапсовый шрот – на 13%), снижение господдержки, высокие ретробонусы и рост тарифов на электроэнергию (за 6 месяцев стоимость электроэнергии увеличилась на 20%).
"Предприниматели всегда с опаской идут на повышение цены, особенно на социально значимые товары, так как боятся потерять свою нишу. Если отечественный производитель не установит привлекательную цену на внутреннем рынке, то импортеры сразу займут место на полке. Мы предлагаем вопрос с предельными ценами обсуждать, невозможно заставить предпринимателей снизить цены, не учитывая затраты на производство", — подытожил Шынгыс Темир.