/img/tv1.svg
RU KZ
Решено 70% проблемных вопросов: НПП «Атамекен» продолжает работу по дерегулированию бизнеса

Решено 70% проблемных вопросов: НПП «Атамекен» продолжает работу по дерегулированию бизнеса

Сколько проблем бизнеса было выявлено и решено Нацпалатой за пять лет, на диалоговой площадке по обсуждению итогов работы проекта по защите бизнеса и инвестиций Protesting business and investments рассказал заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Рустам Журсунов.

28 Ноябрь 2018 12:20 621

Решено 70% проблемных вопросов: НПП «Атамекен» продолжает работу по дерегулированию бизнеса

«Я хотел бы отметить, что мы получили достаточно хороший импульс. За всё время мы рассмотрели более 25 тысяч заявлений, из которых 42 процента было решено. Более 131 миллиарда тенге составила сумма защищённых имущественных прав», – рассказал на диалоговой площадке Рустам Журсунов, слова которого приводятся в информации.

Также он отметил, что до 2017 года отмечался ежегодный рост жалоб (в 2014 году – 4573, в 2015 году – 5314). В 2017 году количество обращений снизилось до 5195, но при этом изменилось само их содержание.

Если раньше в первых рядах были жалобы по вопросам земельных отношений, налогов и закупок (в 2014 году 17% – земля, 10% – налоги, 8% – закупки; в 2015 году 20% – земля, 15% – налоги, 10% – закупки; в 2016 году 12% – земля, 14% – налоги, 13% – закупки), то в 2017 году стало больше обращений по спорам между предпринимателями (20%) и по административным барьерам (9%) (12% – земля, 9% – налоги; 8% – закупки).

«На начальном этапе мы задавались вопросом, как проводить общественный мониторинг и определять, хороший этот закон или нет. Поэтому мы сделали продукт – реестр проблем бизнеса», – отметил Рустам Журсунов.

За пять лет Нацпалатой было выявлено 604 проблемы, 425 (70%) из которых удалось решить, 50 – на стадии решения, на обсуждении с госорганами остаётся 129 проблем.

Сегодня решение системных проблем ведётся в различных направлениях, в том числе за счёт дорожных карт, разработанных и реализуемых совместно с Генеральной прокуратурой и Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также в рамках поручений канцелярии премьер-министра совместно с Министерством нацэкономики.

«На 72 процента сокращено количество разрешений, уведомлений и лицензий. Если раньше их было порядка 1115, то сегодня осталось 315, что, по нашим подсчётам, даёт экономию примерно в 1,5 миллиарда тенге в год. Плюс снижение издержек в 600 миллиардов тенге в совокупности», – почеркнул Журсунов.

Всего по итогам работы в данном направлении ежегодное снижение финансовых потерь бизнеса составляет 4 млрд тенге. Нацпалатой продолжается работа по сокращению требований к бизнесу совместно с Министерством нацэкономики. На сегодня исключено 20 сфер контроля из 114, 108 из 540 контрольных и надзорных функций госорганов, которые дублируются и не связаны с рисками. Также уменьшено 17154 требования по проверке субъектов предпринимательства из 30497, или на 58%. Сроки проверки также были пересмотрены с 30 до 15 рабочих дней, а для внеплановых проверок – с 30 до 10 рабочих дней. Результатом стало сокращение количества самих проверок на 30%.

Отдельно Рустам Журсунов остановился на вопросах экспертизы. Кстати, всего Нацпалатой было выдано 24 тыс. экспертных заключений. 

«Действительно, поставлена достаточно серьёзная работа. Хочу сказать, что это не только заслуга НПП, это делается совместно с нашими аккредитованными организациями, которых у нас больше 141. Если динамику посмотреть, то в 2015 году коэффициент удовлетворения предложений бизнеса составлял 30 процентов, нам удалось путём сотрудничества с госорганами увеличить этот процент до 73», – отметил заместитель председателя правления.

Отдельной темой доклада стал госконтроль, а точнее, изменение его системы. В фокусе должны быть нарушители, а не добросовестный бизнес.

Проведённый в текущем году анализ НПП совместно с прокуратурой в шести сферах (налоговая, пожарная, СЭС, земля, труд, экология) выявил ряд недостатков. Это отсутствие реестра подконтрольных субъектов, анализа эффективности регулирования, стратегических целей и индикаторов контроля.

«Говоря более конкретно, то инспекции по труду из установленных 30 критериев используют только четыре, а 63 процента проверок этих инспекций (249 из 397) проведены постфактум. У органов экологического контроля 81 процент проверок (669 из 826) проведены за несвоевременную сдачу отчётов, хотя в данной сфере это несущественное нарушение. Что касается жалоб по налогам, то в этом году коэффициент в пользу предпринимательства составил почти 30 процентов, в 2016 году этот показатель составлял 12 процентов», – отметил Рустам Журсунов.

По таможенным вопросам в пользу бизнеса вынесено 37% решений. В целом почти в три раза сократилось и количество самих жалоб, что говорит о качестве аудита. Доводы бизнеса были услышаны, подытожил спикер.

Что касается проблем в сфере конкуренции, то КРЕМиЗК старается сократить число госпредприятий, однако решающее слово за государством, которое оставило за собой 348 видов деятельности.

«Если посмотреть, то это услуги по уборке, штукатурные работы, реклама, техобслуживание автотранспорта, именно в этих нишах работает МСБ. Для чего это государству? Всё это необходимо передать на аутсорсинг», – отметил он.

Рустам Журсунов привёл в пример опыт акимата Астаны, который отказался от собственного автотранспорта и пересел в такси, что привело к сокращению расходов на 200 млн тенге в год. Что говорит о том, что сегодня необходимо изменить правила игры и применить так называемый принцип гильотины, который успешно рекомендовал себя в процессе сокращения разрешительных документов и контрольно-надзорных функций.

Рустам Журсунов: «Гуманизация бизнеса не должна нарушать прав потребителей»

В Казахстане за первое полугодие 2018 года привлечено к административной ответственности 200 тысяч предпринимателей.

06 Декабрь 2018 09:23 581

О приоритетных направлениях деятельности в правовой среде и доступе к рынкам сбыта в ходе заседания президиума НПП РК «Атамекен» рассказал заместитель председателя правления Рустам Журсунов. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен» в среду, 5 декабря.

Несмотря на принимаемые меры, количество привлекаемых к ответственности бизнесменов растёт. В качестве решения Нацпалата инициировала поправки по снижению репрессивности Кодекса об административных правонарушениях. В частности, по выведению гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности, смягчению отдельных санкций и сокращению случаев конфискации товаров и транспортных средств.

«Мы предлагаем разделить эти требования на группы по степени их опасности и исходя из этого дифференцировать размеры штрафов», – отметил Рустам Журсунов.

Важным для нас является, чтобы дерегулирование и гуманизация бизнеса не нарушали права потребителя, акцентировал спикер. Необходимо равноправно защищать интересы как предпринимателей, так и государства, и потребителя.

«Предпосылками работы в данном направлении явились проблемы в лифтовом хозяйстве, пожары, массовые отравления, дорожно-транспортные происшествия. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения нами выработан ряд предложений по усилению ответственности бизнеса. Например, развитие системы защиты прав потребителей, создание национальной рейтинговой системы», – поделился член правления.

Сегодня прорабатывается механизм создания и финансирования единого союза по защите прав потребителей.

Актуальной проблемой остаётся слабая интегрированность и дубляж баз данных. Это мешает получить полную картину о предпринимателе. «Атамекен» предлагает создать единый бизнес-реестр, интегрированный со всеми базами данных.

«Бизнес будет видеть своих клиентов и поставщиков, оценивать их надёжность, государство – выстраивать эффективную систему контроля, потребитель – выбирать безопасные товары и услуги», – подчеркнул Рустам Журсунов.

Подобная система функционирует в России, где за три года удалось уменьшить число фирм-однодневок в три раза. В бизнес-реестр должны быть введены индексы добросовестности, платёжеспособности и благонадёжности. По словам спикера, данные меры позволят получить полный портрет каждого предпринимателя и приведут к сокращению теневой экономики.

Приоритетным направлением деятельности Нацпалаты является обеспечение доступа к рынкам сбыта. В 2018 году Нацпалата провела паспортизацию более двух тысяч предприятий обработки, 40% из которых сталкиваются с проблемой сбыта продукции.

Для содействия отечественным производителям Нацпалата ведёт работу по совершенствованию госзакупок в рамках законопроектной деятельности. 30 ноября в рамках сотрудничества с АО «Самрук-Казына» были подписаны первые офтейк-контракты. Они предусматривают создание и организацию научных и инжиниринговых центров, что обеспечит развитие новых компетенций и конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Общая сумма заключённых офтейк-контрактов превышает 2 млрд тенге. В 2019 году планируется заключить до 10 таких контрактов.

В рамках работы по категорийным закупкам запущены пилотные проекты по разработке соответствующих стратегий на общую сумму более 6 млрд тенге.

«Атамекен» считает необходимым внедрить механизм встречных обязательств бизнеса при предоставлении мер господдержки. Сделать это возможно через специальный инвестиционный контракт (СИК) путём переформатирования, действующих механизмов господдержки.

«В настоящее время инструмент поддержки в виде СИК в РК существует, однако он предоставляет только таможенные льготы, льготы НДС на импорт сырья и материалов, НДС с реализации для производителей автомобилей, сельхозмашиностроителей и не включает в себя встречные обязательства», – акцентировал Рустам Журсунов.

Член правления остановился на сервисной поддержке экспортёров. В 2019 году планируется расширить инструменты поддержки экспорта. Будет выделено 5 млрд тенге на сервисную поддержку экспортёров и 10 млрд на возмещение расходов.

«Мы планируем проведение диагностики предприятий на предмет повышения их экспортного потенциала», – поделился Рустам Журсунов.

Также создание сети торгово-экспортных представительств Казахстана за рубежом. В дополнение к действующему торговому представительству в Новосибирске будет открыто ещё 10 представительств в России, Китае, Турции, ОАЭ, Узбекистане, Кыргызстане и Белоруссии.

Ещё один инструмент – возмещение затрат экспортёров.

«В рамках возмещения расходов появится возмещение до 50 процентов стоимости транспортных расходов при экспорте продукции обрабатывающей промышленности. Четвёртый инструмент – создание единого портала экспортёра, дополнив его новыми инструментами», – подчеркнул заместитель председателя правления.

В ходе выступления член правления напомнил, что за последние годы совместно с правительством и Парламентом проведена большая работа по дерегулированию бизнеса. На 72% сокращено количество разрешений, количество требований уменьшено на 58%. В результате единовременные издержки бизнеса снижены на 600 млрд тенге. А бизнес сможет ежегодно экономить порядка 5,5 млрд тенге.

Также защищены права предпринимателей на сумму более 131 млрд тенге путём отмены штрафов и пени, исполнения договорных обязательств контрагентов, возврата имущества.

Типовые договоры госзакупок носят кабальный характер для поставщиков товаров – Рустам Журсунов

Действующая система госзакупок в Казахстане несовершенна и требует доработок — сейчас она построена на принципе цены, а не качества. В итоге заказчик и подрядчик попадают в ловушку «экономической неэффективности сделки».

30 Ноябрь 2018 10:33 971

С предложениями о том, как усовершенствовать модель госзакупок, на республиканской конференции выступил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен» в пятницу, 30 ноября.

Конференция на тему «Профилактика коррупционных проявлений и формирование антикоррупционной культуры в автодорожной сфере» проходит в Костанае.

«Одна из главных проблем – пороги демпинга. Ярким примером является сфера строительства, где происходит снижение стоимости, несмотря на законодательно установленные тарифы. Принятые в 2015 году антидемпинговые меры дали обратный эффект и позволили недобросовестным поставщикам искусственно занижать цену. В итоге такие действия приводят к ухудшению качества работ, срыву сроков выполнения заказа, использованию различных серых схем, растрате бюджетных средств. В этой связи Национальной палатой внесены предложения о пересмотре минимальных порогов демпинга. Мы предлагаем их установить на уровне закона о госзакупках», – считает Рустам Журсунов, слова которого приводятся в информации.

Ещё одна проблема – значительное преобладание закупок из одного источника. Это нарушение принципов равных возможностей и добросовестной конкуренции, считает Рустам Журсунов. По состоянию на 1 октября 2018 года в Казахстане этим способом проведено около 2,5 млн закупок на общую сумму 2,6 трлн тенге, что составляет 73% от общего объёма закупок. В связи с этим Национальная палата поддержала предложение депутатов: если конкурс не состоялся, то закупки из одного источника не проводятся.

«К субподрядчикам должны предъявляться такие же требования, как и к основным поставщикам, – убеждён Рустам Журсунов. – Это распространённая международная практика, в частности в нефтегазовом секторе. Отчёты поставщиков должны включать и проведённую работу их субподрядных организаций».

Одним из путей решения системных проблем Рустам Журсунов считает внедрение предварительного квалификационного отбора, который в госзакупках до сих пор не проводится. И это несмотря на то, что система ПКО была введена в действие ещё в 2016 году и успешно применяется в фонде «Самрук-Казына». С фондом «Самрук-Казына» уже достигнута договорённость о делегировании Нацпалате функций по проведению аудита компаний в рамках ПКО. Планируется выработать общие подходы к механизму ПКО с учётом потребностей заказчиков и текущего статуса производственных предприятий.

«Основная задача – это снижение нагрузки на бизнес за счёт единообразного подхода к оценке качества, ресурсов и потенциала поставщиков, – считает Рустам Журсунов. – В рамках законопроекта Нацпалатой внесены предложения по интеграции информационных систем для формирования единой точки доступа по закупкам. Уже начата реализация проекта «Единое окно закупок» на базе ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка».

Этот портал позволяет в одном окне рассмотреть пять закупочных площадок. Потенциальные поставщики могут получить всю необходимую им информацию по интересующим закупкам в разрезе отраслей, регионов, цен и объёмов. Система позволяет видеть коридор цен, а также выявлять зоны риска с конкретными товарами и организаторами закупок.

В целом, по мнению Рустама Журсунова, текущая практика госзакупок в Казахстане противоречит международной. Выбор потенциального поставщика, ориентированный на низкую цену, влечёт проблемы как для поставщика, так и для заказчиков.

Между тем в странах Евросоюза основная масса контрактов заключается не на основе критерия цены. Победителем считается не тот поставщик, который предложил наименьшую стоимость, а тот, который набрал наиболее высокий балл согласно модели оценки (Scoring Model).

Национальная палата планирует провести глубокое исследование законодательства зарубежных стран с целью оценки возможности их применения в Казахстане.

В завершение совещания для совместной реализации Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции была подписана дорожная карта между НПП РК «Атамекен» и АО «НК «КазАвтоЖол». В рамках дорожной карты «КазАвтоЖол» возьмёт на себя добровольные обязательства по внедрению антикоррупционных механизмов, стандартов корпоративного управления, кодексов корпоративной этики и лучшей практики закупок.