"Я хотел бы отметить, что мы получили достаточно хороший импульс. За всё время мы рассмотрели более 25 тысяч заявлений, из которых 42 процента было решено. Более 131 миллиарда тенге составила сумма защищённых имущественных прав", – рассказал на диалоговой площадке Рустам Журсунов, слова которого приводятся в информации.
Также он отметил, что до 2017 года отмечался ежегодный рост жалоб (в 2014 году – 4573, в 2015 году – 5314). В 2017 году количество обращений снизилось до 5195, но при этом изменилось само их содержание.
Если раньше в первых рядах были жалобы по вопросам земельных отношений, налогов и закупок (в 2014 году 17% – земля, 10% – налоги, 8% – закупки; в 2015 году 20% – земля, 15% – налоги, 10% – закупки; в 2016 году 12% – земля, 14% – налоги, 13% – закупки), то в 2017 году стало больше обращений по спорам между предпринимателями (20%) и по административным барьерам (9%) (12% – земля, 9% – налоги; 8% – закупки).
"На начальном этапе мы задавались вопросом, как проводить общественный мониторинг и определять, хороший этот закон или нет. Поэтому мы сделали продукт – реестр проблем бизнеса", – отметил Рустам Журсунов.
За пять лет Нацпалатой было выявлено 604 проблемы, 425 (70%) из которых удалось решить, 50 – на стадии решения, на обсуждении с госорганами остаётся 129 проблем.
Сегодня решение системных проблем ведётся в различных направлениях, в том числе за счёт дорожных карт, разработанных и реализуемых совместно с Генеральной прокуратурой и Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также в рамках поручений канцелярии премьер-министра совместно с Министерством нацэкономики.
"На 72 процента сокращено количество разрешений, уведомлений и лицензий. Если раньше их было порядка 1115, то сегодня осталось 315, что, по нашим подсчётам, даёт экономию примерно в 1,5 миллиарда тенге в год. Плюс снижение издержек в 600 миллиардов тенге в совокупности", – почеркнул Журсунов.
Всего по итогам работы в данном направлении ежегодное снижение финансовых потерь бизнеса составляет 4 млрд тенге. Нацпалатой продолжается работа по сокращению требований к бизнесу совместно с Министерством нацэкономики. На сегодня исключено 20 сфер контроля из 114, 108 из 540 контрольных и надзорных функций госорганов, которые дублируются и не связаны с рисками. Также уменьшено 17154 требования по проверке субъектов предпринимательства из 30497, или на 58%. Сроки проверки также были пересмотрены с 30 до 15 рабочих дней, а для внеплановых проверок – с 30 до 10 рабочих дней. Результатом стало сокращение количества самих проверок на 30%.
Отдельно Рустам Журсунов остановился на вопросах экспертизы. Кстати, всего Нацпалатой было выдано 24 тыс. экспертных заключений.
"Действительно, поставлена достаточно серьёзная работа. Хочу сказать, что это не только заслуга НПП, это делается совместно с нашими аккредитованными организациями, которых у нас больше 141. Если динамику посмотреть, то в 2015 году коэффициент удовлетворения предложений бизнеса составлял 30 процентов, нам удалось путём сотрудничества с госорганами увеличить этот процент до 73", – отметил заместитель председателя правления.
Отдельной темой доклада стал госконтроль, а точнее, изменение его системы. В фокусе должны быть нарушители, а не добросовестный бизнес.
Проведённый в текущем году анализ НПП совместно с прокуратурой в шести сферах (налоговая, пожарная, СЭС, земля, труд, экология) выявил ряд недостатков. Это отсутствие реестра подконтрольных субъектов, анализа эффективности регулирования, стратегических целей и индикаторов контроля.
"Говоря более конкретно, то инспекции по труду из установленных 30 критериев используют только четыре, а 63 процента проверок этих инспекций (249 из 397) проведены постфактум. У органов экологического контроля 81 процент проверок (669 из 826) проведены за несвоевременную сдачу отчётов, хотя в данной сфере это несущественное нарушение. Что касается жалоб по налогам, то в этом году коэффициент в пользу предпринимательства составил почти 30 процентов, в 2016 году этот показатель составлял 12 процентов", – отметил Рустам Журсунов.
По таможенным вопросам в пользу бизнеса вынесено 37% решений. В целом почти в три раза сократилось и количество самих жалоб, что говорит о качестве аудита. Доводы бизнеса были услышаны, подытожил спикер.
Что касается проблем в сфере конкуренции, то КРЕМиЗК старается сократить число госпредприятий, однако решающее слово за государством, которое оставило за собой 348 видов деятельности.
"Если посмотреть, то это услуги по уборке, штукатурные работы, реклама, техобслуживание автотранспорта, именно в этих нишах работает МСБ. Для чего это государству? Всё это необходимо передать на аутсорсинг", – отметил он.
Рустам Журсунов привёл в пример опыт акимата Астаны, который отказался от собственного автотранспорта и пересел в такси, что привело к сокращению расходов на 200 млн тенге в год. Что говорит о том, что сегодня необходимо изменить правила игры и применить так называемый принцип гильотины, который успешно рекомендовал себя в процессе сокращения разрешительных документов и контрольно-надзорных функций.