Казахстан с 2019 года может перейти на абсолютно новую технологию строительства дорог. В битум планируется добавлять резиновую крошку, добытую из старых автопокрышек. Сырье будет поставлять перерабатывающий завод, запущенный этим летом под Алматы. Растворяясь, такая крошка придает покрытию свойства резины. В КаздорНИИ заверяют, что это улучшит стойкость к влаге и трещинам, упругость, устойчивость к колееобразованию, будет обеспечено хорошее сцепление с протектором шины, снизится тормозной путь. Гораздо реже "резиновой" трассе будет нужен и ямочный ремонт. Метод широко используют в США, ряде европейских и азиатских стран. Уже проложены два опытных участка. В начале сентября технологию применили на дороге Кокшетау – Кишкенколь, а сегодня начались работы на участке трассы в Райымбекском районе Алматинской области. Протяженность тестового отрезка – полкилометра. Итоги исследования подведут в середине 2018 года, а к следующей осени разработают нормативно-технический документ.
Галия Измаилова, директор департамента дорожных конструкций и материалов АО "КаздорНИИ":
"С одной стороны, это дает утилизацию отходов шин, потому что с каждым годом количество изношенных шин увеличивается, с другой стороны, идет повышение качества асфальтобетонных покрытий. Но мы не можем просто взять шины, как они существуют, размельчить их и использовать. Естественно, там надо отделить металлы, отделить волокно и довести саму крошку до такого состояния, чтобы она могла работать с битумом. Ежегодно в Казахстане образуется более 80 тысяч тонн использованных покрышек, из которых пока перерабатывается только 20%. С прошлого года внедрены госвыплаты компаниям, утилизирующим шины. Благодаря этой работе в 2016-м переработано почти 15 тысяч тонн покрышек, а в течение двух лет планируются пустить на крошку уже порядка 70 тысяч тонн сырья".
Виктория Кучма