Аким прикаспийской Мангистауской области Казахстана Ералы Тугжанов поручил начать работу по утилизации нефтесодержащих веществ, оставшихся на российском нефтеналивном плавбункеровщике "Аракс", севшем на мель у берегов Казахстана, сообщила пресс-служба областного акимата, пишет "Интерфакс-Казахстан".
Согласно информации, данное поручение Ералы Тугжанов дал на состоявшемся в среду внеочередном заседании комиссии по недопущению возникновения чрезвычайной экологической ситуации в Каспийском море, связанной с судном "Аракс".
Координатором по утилизации назначен руководитель РГУ "Морская администрация портов Актау и Баутино" Нурбол Ерманов. Заместителю акима области Ш. Ильмуханбетовой поручено рассмотреть выделение финансовых средств из областного бюджета для утилизации нефтесодержащих веществ на судне "Аракс" согласно представленным расчетам, говорится в сообщении.
Кроме того, региональному управлению береговой охраны погранслужбы комитета нацбезопасности республики поручено обеспечить необходимой техникой, оборудованием и специалистами для утилизации, областному департаменту внутренних дел в период утилизации обеспечить охрану и недопущение проникновения посторонних лиц, указывается в информации.
Между тем в пресс-релизе отмечается, что 9 июня текущего года был осуществлен очередной выезд, в ходе которого отобраны пробы воздуха на берегу моря и на палубе танкера, а также отобраны пробы морской воды вокруг танкера.
"Результаты анализов проб воды превышение установленных нормативов предельно-допустимой концентрации загрязняющих веществ не показали. Во время инструментального отбора проб атмосферного воздуха на палубе танкера установлено превышение метана на 51,4% выше предельно допустимой концентрации (также присутствовал едкий запах). Скопление в закрытых танках метановоздушной смеси может быть взрывоопасным (причиной взрыва может стать открытый огонь, горячая искра, высокая температура)", - говорится в сообщении.
Вместе с тем, по данным пресс-службы акимата, к судовладелецу - российской компании "Транс Каспий"- неоднократно обращались с требованием убрать судно с мели, а также по вопросу утилизации нефтесодержащих веществ. Однако судовладельцем до сегодняшнего дня не приняты никакие меры. В этой связи пришлось обратиться в "Росмортранспорт" по оказанию содействия в отношении судовладельца для принятия решения, отмечается в сообщении.
"По имеющимся данным, в настоящее время судовладелец "Транс Каспий" ликвидировался как юридическое лицо. В судовом реестре Махачкалы судно зарегистрировано на праве собственности "Транс Каспий". 4 апреля департаментом по расследованию транспортных происшествии министерства инвестиций и развития Казахстана и совместно с расследующим органом РФ проведены расследования по аварийному случаю судна "Аракс", - отмечается в сообщении.
Как сообщалось, 4 ноября 2016 года танкер "Аракс" под флагом Российской Федерации сел на мель в 100 метрах от берега в районе мыса Песчаный (Каракиянский район Мангистауской области Казахстана) из-за обрыва якоря. Судно направлялось в порт приписки - Махачкалу.
В середине ноября севший на мель танкер был осмотрен представителями береговой охраны Казахстана, которые установили, что на следующий день после аварии капитан и члены команды покинули судно. На борту танкера "Аракс" тогда оставался только механик, который на момент осмотра судна от помощи отказался.
По представленным данным, на судне осталось 17 мешков и 11 двухсотлитровых бочек замазученного грунта, а также имеются подсланиевые воды (нефтепродукты) в количестве 130 тонн и 500 тонн балласта.
Судно "Аракс" - рейдово-портовый нефтеналивной плавбункеровщик, построенный в Болгарии в 1980 году. Дедвейт судна - 1304 тонны, длина – 60,55 метра, ширина — 11 метров.