Одна из главных причин – приход российского зерна на традиционные рынки Центральной Азии. Кроме того, есть проблемы с логистикой. Железнодорожная инфраструктура, как выясняется, не готова пропускать такие большие объемы экспорта. В результате тонны зерна остаются на складах, а производители несут убытки и не знают, как начать подготовку к посевной, передает Atameken Business.
Российское зерно вытесняет казахстанское на рынках Центральной Азии. А это традиционные рынки для нашей страны. В прошлом году фермеры собрали рекордное количество зерновых – более 14,5 млн тонн. Но до сих пор не могут его реализовать. Причина – серый импорт из России, который завозят в соседние страны нелегально.
"Их задача – купить дешевле. Весь рынок должен прогибаться. Что и происходит уже не первый год. Мы уже не первый раз говорим – пора наконец этому поставить заслонку. Потому что в среднем годовые потери составляют от 270 до 350 млн долларов", - сказал представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.
Это болезненно отражается на сельхозтоваропроизводителях, потому что господдержка, по их словам, не восполняет потери. По словам производителей, обелить рынок можно просто – наладить систему учета баланса и потока зерна. В Минсельхозе, к слову, в этом направлении уже есть подвижки.
"Сейчас, чтобы системно решить этот вопрос, на 1 этапе мы предлагаем ввести запрет на ввоз зерна автомобильным транспортом, т.е. фурами. Если это будет хотя бы ввозиться вагонами, то мы хотя бы будем видеть, прослеживать – кто, во сколько, когда", - отметил пресс-секретарь МСХ РК Дамир Аспан.
Есть и другие причины проблем экспорта – логистика. Поставки – в Иран.
С Китаем торговля после пандемии только налаживается, но и здесь возникли проблемы. Фермерам запретили отгружать зерновозами, что удобней и дешевле – только контейнерами. В итоге есть зерно, есть спрос, есть покупатель и зерновозы, но нет возможности поставить большие объемы.
"Контейнерные поставки существенно дороже, чем поставки в вагонах. Плюс объемы абсолютно не те. Для сравнения: маршрут поезда – 3,5 тысяч тонн. Маршрут поезда контейнерного – 1 300 тонн. При этом используется один и тот же локомотив, одна та же дорога. Т.е. мы говорим о неэффективности использования", - подчеркнул Карабанов.
Сейчас, по данным минсельхоза, совместно с КТЖ прорабатывают вопрос с целью увеличить поставки зерна на китайский рынок. По словам зерновиков, железнодорожная компания уже анонсировала расширение инфраструктуры со стороны терминала в г. Алашанькоу. Потенциальный объем поставок может составить около 1 млн тонн. Но это только к концу 2024 года. В Зерновом союзе опасаются, что некоторые могут не дождаться и обанкротиться.
Напомним, ранее уже сообщалось, что казахстанское зерно не востребовано и теряет в цене.