Около 70 тыс. розничных магазинов насчитывалось на конец 2024 года в Казахстане, что на 9,1 тыс. больше (или на 13%), чем годом ранее, передает inbusiness.kz.
Из них около 2 тыс. торговых объектов — это современные сетевые магазины, где реализуются продукты повседневного спроса, работающие в формате самообслуживания, остальные точки торговли организованы по принципу "магазин у дома".
По данным Finprom, на долю индивидуальных предпринимателей, в том числе, торгующих на рынках, в январе 2025 года пришлось 20,8% от общего объема розничной торговли (в январе 2024-го — 20,3%), или 274,2 млрд тенге — на 14,9% больше, чем годом ранее.
При этом доля малых предприятий в общем объеме ритейла составила 34,2%, удельный вес средних — 18,4%, доля крупных — 26,5%. Таким образом, с учетом ИП, доля малого и микробизнеса достигла 55,1%, а совокупная доля МСП и ИП — уже 73,5%.
Отмечается рост торговых заведений в мегаполисах. По информации INFOLine Eurasia, в Алматы — на 900 магазинов больше (+12%), в Астане — на 500 (+8%), в Шымкенте — на 500 торговых объектов (+11%).
Эксперты прогнозируют позитивную динамику и на 2025 год: спрос рождает предложения, но при этом они предупреждают о высокой закредитованности населения, отсюда нестабильность доходов, что может послужить риском.
Причем, это не главная проблема данного рынка, более значительная – дефицит складской инфраструктуры. По оценкам экспертов, объем качественных складов в Казахстане составляет всего 1,5 млн кв. м, а доля ритейла в спросе на них — 25-30%. Для сравнения: в России, где торговые сети генерируют половину спроса на складскую недвижимость, общий объем складов достигает 58 млн кв. м, из которых 30 млн кв. м обслуживают ритейл. В Казахстане же темпы строительства складов отстают от роста торговли, что приводит к увеличению логистических издержек и арендных ставок.
Пока крупные сети сосредотачиваются на оптимизации и развитии e-grocery, малый и средний бизнес продолжает доминировать, открывая новые точки, благодаря налоговым льготам. Однако растущая концентрация магазинов в городах – практически в каждом доме по магазину - усиливает нагрузку на логистику. Для примера, в России на 1 кв. м склада приходится 3-4 кв. м торговой площади. В Казахстане же этот баланс пока не достигнут.
Поэтому для поддержки ритейла и e-commerce, который уже занимает 12% товарооборота, необходима складская недвижимость, вернее, инвестиции в нее. Без этого, по мнению экспертов, Казахстан рискует упустить возможности расширения рынка, а логистические издержки отразятся на ценниках.
Читайте по теме:
В Шымкенте решили, за счет чего увеличить объемы розничной торговли