/img/tv1.svg
RU KZ
Рустам Журсунов: «СРО специалистов – жёсткий вход в профессию»

Рустам Журсунов: «СРО специалистов – жёсткий вход в профессию»

Единая система и регулирование специалистов выведут строительную отрасль на новый уровень.

28 Ноябрь 2018 17:40 581

Рустам Журсунов: «СРО специалистов – жёсткий вход в профессию»

Вопросы перехода строительной отрасли к саморегулированию (СРО) обсудили на площадке «Атамекена». На сегодняшний день строительный рынок дерегулирован, что приводит к демпингу, проблемам аттестации специалистов и лицензирования. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен» в среду, 28 ноября.

На совещании была презентована текущая деятельность профессионального объединения аккредитованных экспертных организаций «Палата экспертных организаций», а также ход мероприятий по переходу на обязательное саморегулирование в сфере проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства.

«Палата с 2015 года ведёт активную работу по переходу строителей в СРО. Сегодня Министерством по инвестициям и развитию, Нацпалатой «Атамекен» и Палатой экспертных организаций утверждён совместный детальный план по введению саморегулирования в сфере проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства. В настоящее время разработан анализ регуляторного воздействия, изучен международный опыт», – сказал председатель правления Палаты экспертных организаций Бирлик Ережепов.

Однако перед профессиональным сообществом остро стоит проблема сертификации и лицензирования. Так, с начала 2016 года Палата экспертных организаций исключила двоих членов за недобросовестное выполнение экспертизы. Реестр недобросовестных специалистов – шаг к внедрению саморегулирования.

«Проведение сертификации – главная проблема. В настоящее время сертификацией занимается ГАСК (инспекция архитектурно-строительного контроля. – Прим. автора). И мы видим несоответствие специалистов. У нас в стране появились универсалы – это когда один человек выдаёт заключения по отоплению, строительству и так далее. И так до 10 наименований у одного человека. Принятые палатой стандарты позволили улучшить качество оформления экспертных заключений, производственную дисциплину технологических процессов проведения экспертизы. Но это не на сто процентов эффективно», – отметил Бирлик Ережепов.

По словам вице-президента Национальной ассоциации проектировщиков Республики Казахстан Серика Рустамбекова, необходимо ужесточить аттестацию.

«Опыт показал, что лицензии первой категории сегодня имеют выпускники, без должного опыта работы. А корочки раздают как в магазине», – сказал Серик Рустамбеков.

Заместитель председателя правления Рустам Журсунов отметил, что эффективнее будет регулировать не только экспертные организации, но и самих экспертов по отраслям.

«Это позволит сделать более жёсткий вход в профессию. Проект реализовывает специалист, и отвечать за результаты должно конкретное лицо. Подобная мера не позволит специалистам переходить из одной компании в другую», – акцентировал Рустам Журсунов.

Палата экспертных организаций поддержала предложение. При этом считают, что на первом переходном этапе необходимо объединять на базе одной организации существующие экспертные организации.

Сегодня в процесс строительства включены, помимо экспертов вневедомственной комплексной экспертизы проектов строительства, архитекторы, проектировщики, подрядчики, инженеры.

Подводя итоги заседания, Рустам Журсунов отметил, что Нацпалата ждёт предложений по вопросу введения добровольного саморегулирование в указанных сферах.

Рустам Журсунов: «Гуманизация бизнеса не должна нарушать прав потребителей»

В Казахстане за первое полугодие 2018 года привлечено к административной ответственности 200 тысяч предпринимателей.

06 Декабрь 2018 09:23 582

О приоритетных направлениях деятельности в правовой среде и доступе к рынкам сбыта в ходе заседания президиума НПП РК «Атамекен» рассказал заместитель председателя правления Рустам Журсунов. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен» в среду, 5 декабря.

Несмотря на принимаемые меры, количество привлекаемых к ответственности бизнесменов растёт. В качестве решения Нацпалата инициировала поправки по снижению репрессивности Кодекса об административных правонарушениях. В частности, по выведению гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности, смягчению отдельных санкций и сокращению случаев конфискации товаров и транспортных средств.

«Мы предлагаем разделить эти требования на группы по степени их опасности и исходя из этого дифференцировать размеры штрафов», – отметил Рустам Журсунов.

Важным для нас является, чтобы дерегулирование и гуманизация бизнеса не нарушали права потребителя, акцентировал спикер. Необходимо равноправно защищать интересы как предпринимателей, так и государства, и потребителя.

«Предпосылками работы в данном направлении явились проблемы в лифтовом хозяйстве, пожары, массовые отравления, дорожно-транспортные происшествия. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения нами выработан ряд предложений по усилению ответственности бизнеса. Например, развитие системы защиты прав потребителей, создание национальной рейтинговой системы», – поделился член правления.

Сегодня прорабатывается механизм создания и финансирования единого союза по защите прав потребителей.

Актуальной проблемой остаётся слабая интегрированность и дубляж баз данных. Это мешает получить полную картину о предпринимателе. «Атамекен» предлагает создать единый бизнес-реестр, интегрированный со всеми базами данных.

«Бизнес будет видеть своих клиентов и поставщиков, оценивать их надёжность, государство – выстраивать эффективную систему контроля, потребитель – выбирать безопасные товары и услуги», – подчеркнул Рустам Журсунов.

Подобная система функционирует в России, где за три года удалось уменьшить число фирм-однодневок в три раза. В бизнес-реестр должны быть введены индексы добросовестности, платёжеспособности и благонадёжности. По словам спикера, данные меры позволят получить полный портрет каждого предпринимателя и приведут к сокращению теневой экономики.

Приоритетным направлением деятельности Нацпалаты является обеспечение доступа к рынкам сбыта. В 2018 году Нацпалата провела паспортизацию более двух тысяч предприятий обработки, 40% из которых сталкиваются с проблемой сбыта продукции.

Для содействия отечественным производителям Нацпалата ведёт работу по совершенствованию госзакупок в рамках законопроектной деятельности. 30 ноября в рамках сотрудничества с АО «Самрук-Казына» были подписаны первые офтейк-контракты. Они предусматривают создание и организацию научных и инжиниринговых центров, что обеспечит развитие новых компетенций и конкурентоспособность не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Общая сумма заключённых офтейк-контрактов превышает 2 млрд тенге. В 2019 году планируется заключить до 10 таких контрактов.

В рамках работы по категорийным закупкам запущены пилотные проекты по разработке соответствующих стратегий на общую сумму более 6 млрд тенге.

«Атамекен» считает необходимым внедрить механизм встречных обязательств бизнеса при предоставлении мер господдержки. Сделать это возможно через специальный инвестиционный контракт (СИК) путём переформатирования, действующих механизмов господдержки.

«В настоящее время инструмент поддержки в виде СИК в РК существует, однако он предоставляет только таможенные льготы, льготы НДС на импорт сырья и материалов, НДС с реализации для производителей автомобилей, сельхозмашиностроителей и не включает в себя встречные обязательства», – акцентировал Рустам Журсунов.

Член правления остановился на сервисной поддержке экспортёров. В 2019 году планируется расширить инструменты поддержки экспорта. Будет выделено 5 млрд тенге на сервисную поддержку экспортёров и 10 млрд на возмещение расходов.

«Мы планируем проведение диагностики предприятий на предмет повышения их экспортного потенциала», – поделился Рустам Журсунов.

Также создание сети торгово-экспортных представительств Казахстана за рубежом. В дополнение к действующему торговому представительству в Новосибирске будет открыто ещё 10 представительств в России, Китае, Турции, ОАЭ, Узбекистане, Кыргызстане и Белоруссии.

Ещё один инструмент – возмещение затрат экспортёров.

«В рамках возмещения расходов появится возмещение до 50 процентов стоимости транспортных расходов при экспорте продукции обрабатывающей промышленности. Четвёртый инструмент – создание единого портала экспортёра, дополнив его новыми инструментами», – подчеркнул заместитель председателя правления.

В ходе выступления член правления напомнил, что за последние годы совместно с правительством и Парламентом проведена большая работа по дерегулированию бизнеса. На 72% сокращено количество разрешений, количество требований уменьшено на 58%. В результате единовременные издержки бизнеса снижены на 600 млрд тенге. А бизнес сможет ежегодно экономить порядка 5,5 млрд тенге.

Также защищены права предпринимателей на сумму более 131 млрд тенге путём отмены штрафов и пени, исполнения договорных обязательств контрагентов, возврата имущества.

Типовые договоры госзакупок носят кабальный характер для поставщиков товаров – Рустам Журсунов

Действующая система госзакупок в Казахстане несовершенна и требует доработок — сейчас она построена на принципе цены, а не качества. В итоге заказчик и подрядчик попадают в ловушку «экономической неэффективности сделки».

30 Ноябрь 2018 10:33 972

С предложениями о том, как усовершенствовать модель госзакупок, на республиканской конференции выступил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Рустам Журсунов. Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен» в пятницу, 30 ноября.

Конференция на тему «Профилактика коррупционных проявлений и формирование антикоррупционной культуры в автодорожной сфере» проходит в Костанае.

«Одна из главных проблем – пороги демпинга. Ярким примером является сфера строительства, где происходит снижение стоимости, несмотря на законодательно установленные тарифы. Принятые в 2015 году антидемпинговые меры дали обратный эффект и позволили недобросовестным поставщикам искусственно занижать цену. В итоге такие действия приводят к ухудшению качества работ, срыву сроков выполнения заказа, использованию различных серых схем, растрате бюджетных средств. В этой связи Национальной палатой внесены предложения о пересмотре минимальных порогов демпинга. Мы предлагаем их установить на уровне закона о госзакупках», – считает Рустам Журсунов, слова которого приводятся в информации.

Ещё одна проблема – значительное преобладание закупок из одного источника. Это нарушение принципов равных возможностей и добросовестной конкуренции, считает Рустам Журсунов. По состоянию на 1 октября 2018 года в Казахстане этим способом проведено около 2,5 млн закупок на общую сумму 2,6 трлн тенге, что составляет 73% от общего объёма закупок. В связи с этим Национальная палата поддержала предложение депутатов: если конкурс не состоялся, то закупки из одного источника не проводятся.

«К субподрядчикам должны предъявляться такие же требования, как и к основным поставщикам, – убеждён Рустам Журсунов. – Это распространённая международная практика, в частности в нефтегазовом секторе. Отчёты поставщиков должны включать и проведённую работу их субподрядных организаций».

Одним из путей решения системных проблем Рустам Журсунов считает внедрение предварительного квалификационного отбора, который в госзакупках до сих пор не проводится. И это несмотря на то, что система ПКО была введена в действие ещё в 2016 году и успешно применяется в фонде «Самрук-Казына». С фондом «Самрук-Казына» уже достигнута договорённость о делегировании Нацпалате функций по проведению аудита компаний в рамках ПКО. Планируется выработать общие подходы к механизму ПКО с учётом потребностей заказчиков и текущего статуса производственных предприятий.

«Основная задача – это снижение нагрузки на бизнес за счёт единообразного подхода к оценке качества, ресурсов и потенциала поставщиков, – считает Рустам Журсунов. – В рамках законопроекта Нацпалатой внесены предложения по интеграции информационных систем для формирования единой точки доступа по закупкам. Уже начата реализация проекта «Единое окно закупок» на базе ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка».

Этот портал позволяет в одном окне рассмотреть пять закупочных площадок. Потенциальные поставщики могут получить всю необходимую им информацию по интересующим закупкам в разрезе отраслей, регионов, цен и объёмов. Система позволяет видеть коридор цен, а также выявлять зоны риска с конкретными товарами и организаторами закупок.

В целом, по мнению Рустама Журсунова, текущая практика госзакупок в Казахстане противоречит международной. Выбор потенциального поставщика, ориентированный на низкую цену, влечёт проблемы как для поставщика, так и для заказчиков.

Между тем в странах Евросоюза основная масса контрактов заключается не на основе критерия цены. Победителем считается не тот поставщик, который предложил наименьшую стоимость, а тот, который набрал наиболее высокий балл согласно модели оценки (Scoring Model).

Национальная палата планирует провести глубокое исследование законодательства зарубежных стран с целью оценки возможности их применения в Казахстане.

В завершение совещания для совместной реализации Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции была подписана дорожная карта между НПП РК «Атамекен» и АО «НК «КазАвтоЖол». В рамках дорожной карты «КазАвтоЖол» возьмёт на себя добровольные обязательства по внедрению антикоррупционных механизмов, стандартов корпоративного управления, кодексов корпоративной этики и лучшей практики закупок.