Рынок рухнул: Регистрация авто в Казахстане упала за год почти вдвое

578

Больше автобусов, но меньше личных машин — статистика. 

Рынок рухнул: Регистрация авто в Казахстане упала за год почти вдвое Фото: pixabay.com

В сентябре 2025 года в Казахстане на учет поставили 91 304 транспортных средства — это лишь 54,1% от показателя сентября 2024 года. Спад коснулся, прежде всего, легковых автомобилей: за месяц зарегистрировано 78 040 машин, что составляет 51,8% годового уровня. При этом категории автобусов и в отдельных областях грузовой техники показали рост, передает inbusiness.kz со ссылкой на Бюро национальной статистики РК.

"В сентябре 2025 года общее число транспортных средств, поставленных на учет, составило 91 304 единицы. Значение в 54,1% означает, что за год регистраций стало заметно меньше — почти вдвое, по сравнению с сентябрем 2024 года", - отмечают в Бюро нацстатистики РК.

По данным официальных органов статистики, легковые автомобили остаются основной статьей регистраций по числу — их зарегистрировано 78 040, однако это только 51,8% от уровня сентября 2024 года.

Среди регионов наибольшие абсолютные показатели по регистрации легковых машин зафиксированы в Алматы (9 609), Алматинской области (7 743), Туркестанской области (7 217) и Астане (7 009). При этом процентное соотношение к прошлому году показывает, что во многих регионах произошел существенный спад: например, по Астане показатель — 49,4% от уровня сентября 2024 года, а по Алматы — 49,5%.

Сектор грузовых автомобилей показал меньший относительный спад: зарегистрировано 8 839 грузовиков, или 75,2% от показателя годом ранее. В ряде регионов, наоборот, наблюдается рост числа грузовиков по сравнению с прошлым годом: так, Карагандинская область — 383 грузовых авто (110,1% к сентябрю 2024), Павлодарская — 306 (141,0%), а в Алматы зарегистрировано 1 111 грузовых автомобилей (113,3% к уровню прошлого года). Это может отражать спрос на коммерческий транспорт для бизнеса и логистики даже в условиях общего спада регистраций.

Категория автобусов выделяется на фоне общей тенденции: зарегистрировано 1 814 единиц, что составляет 109,2% от уровня сентября 2024 года — то есть рост налицо. В отдельных районах прирост особенно заметен: Карагандинская область — 145 автобусов (176,8% к прошлому году), Алматы — 555 автобусов (284,6%), а в области Улытау по данным таблицы рост автобусных регистраций очень высокий — 354,5% (39 автобусов). Это может указывать на обновление парка общественного транспорта и закупки для маршрутов.

По мототранспорту таблица указывает суммарно 2 611 единиц (мототранспорт включает мотоциклы, мопеды, квадроциклы и трициклы). В разрезе регионов наиболее высокие численные значения мототранспорта показаны в Алматы — 510, Туркестанской области — 153 и Восточно-Казахстанской области — 106; однако в таблице для общей колонки мототранспорта процентное соотношение к прошлому году не во всех строках представлено, поэтому по суммарной динамике в процентах общий вывод сделать нельзя.

По регионам, в целом, лидируют по общему количеству регистраций: Алматы — 11 785, Алматинская область — 9 127, Туркестанская область — 8 325, Астана — 7 883 и Шымкент — 6 429. Вместе с тем, многие из этих регионов демонстрируют лишь половинные показатели, по сравнению с прошлым годом (процентные показатели в таблице для этих регионов находятся в диапазоне примерно 49-58% от уровня сентября 2024).

Отдельно выделяются дипломатические номера: зарегистрировано 881 автомобиль с дипномерами, что составляет 72,9% от уровня сентября 2024 года — также сильное сокращение, но не столь драматичное, как у легковых машин в целом. Количество регистраций с пометкой "не указан регион" — 329, что составляет всего 4,7% от прошлого года; это резкое сокращение может быть связано с изменениями в учете или уточнением данных.

Снижение общего числа регистраций до 54,1% год к году говорит о заметной замедленности активности на рынке первичных регистраций транспортных средств. Причины могут быть комплексными: влияние макроэкономических факторов, снижение покупательской способности, изменение модели потребления, задержки в поставках автомобилей, рост цен или изменение условий кредитования. Кроме того, переход части процедур в цифровой формат и ужесточение требований к документам также могут влиять на темп регистраций.

В то же время рост регистраций автобусов и частичный рост грузовых машин указывает на то, что инвестиции в коммерческий и пассажирский транспорт продолжаются — возможно, в рамках обновления общественного парка и потребностей бизнеса. Такое перераспределение спроса — снижение личных легковых регистраций и относительно устойчивый спрос на коммерческий транспорт — стоит учитывать при планировании поставок и сервисов.

Статистика за сентябрь 2025 года показывает, что рынок регистрации транспортных средств в Казахстане переживает спад, по сравнению с прошлым годом.

Инфографика сгенерирована при помощи ChatGPT.

Источник: Бюро национальной статистики АСПиР РК.

Читайте по теме:

Скорость на платных дорогах: штрафы стали ближе

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться