Рынок такси: цены растут в зависимости от "аппетита" агрегаторов

634

В Казахстане в очередной раз обсуждают высокие цены на такси и роль агрегаторов в этом вопросе.

 Рынок такси: цены растут в зависимости от "аппетита" агрегаторов Фото: pixabay.com

Причем, недовольство вызывает и качество услуг. За последние годы цены выросли в несколько раз. Причем, монополист диктует их, а перевозчики на это никак не могут повлиять. В агентстве по защите и развитию конкуренции сегодня заявили, что ведут тщательную проверку основных игроков этого бизнеса. Однако пока о результатах говорить рано. Почему такси в Казахстане стало роскошью для обычных казахстанцев и каким образом растут цены на поездку в час пик – мнение экспертов корреспондент Atameken Business.

Поездки в такси стали роскошью в Казахстане. Тариф на перевозку вырос почти в 3 раза по сравнению с 23 годом. Причем, в час пик цены на такси достигают максимальных пределов. И поэтому становятся не доступными для многих пассажиров. Одновременно сами водители платят комиссию агрегатору такси. Последний, кстати, взимает процент с каждой поездки. И порой он состаыляет четверть от стоимости заказа.

"Сейчас у него, агрегатора идёт сбор около 16% с каждой поездки, плюс около 4% для таксопарков. Это около 20% в Астане и Алматы. В других городах, конечно, поменьше", - сказал заместитель председателя агентства по защите и развитию конкуренции РК Болат Самбетов.

В мажилисе уже не в первый год идут горячие споры о том, как сделать поездки в такси доступными для пассажиров и заставить агрегатора-монополиста снизить комиссию с водителей.  Госорганы предлагают установить предельный тариф для агрегаторов. Таким образом, можно будет регулировать эту сферу, считают чиновники.

"Везде разный подход, где-то 30%. Вот в Узбекистане, например, меньше. Мы сейчас этот вопрос и поднимаем. Говорим: ребята, в Узбекистане, если берете 13%, почему в Казахстане 16% плюс 4%, итого 20%? Эти вопросы мы сейчас с ними обсуждаем", - говорит заместитель председателя агентства по защите и развитию конкуренции РК Болат Самбетов.

В ассоциации служб такси считают, что комиссия агрегаторов несправедлива. Из-за чего водителю приходится работать сверхурочно. Кроме того, сейчас перевозчики не могут влиять на тарифообразование. Это диктует агрегатор. Еще одна причина – демпинг цен. Различные платформы, желая больше заработать, пытаются предложить клиентам меньшую цену за поездку. Из-за чего временно появляются тарифы, которые не покрывают расходы перевозчика. А убытки агрегатор пытается компенсировать водителю различными бонусами и повышающими коэффициентами в часы пик. 

"Но клиент не должен переплачивать за это. То есть, переплачивают там 5-6 тысяч, 7 тысяч тенге - из-за того, что нет водителей сейчас на линии. То есть эта экономика, которую агрегаторы задумали. Они сами находятся в капкане, потому что у них нет водителей, своих автомобилей. Они вынуждены это экономическими параметрами регулировать. И понимать, что если нужно удовлетворить текущий спрос, - значит, нужно водителя на линию вывести. А как может он их вывести? То есть поднимать больше цену", - сказал – председатель республиканской ассоциации служб такси Медет Курманов.

Сейчас в Казахстане работает не один десяток агрегаторов и платформ по вызову такси. Причем, некоторые из них заняли монопольную позицию и поглощают мелких игроков этого прибыльного бизнеса. По разным оценкам годовой объем рынка таксоперевозок достигает в нашей стране колоссальных цифр. Без малого 150 миллиардов тенге, а возможно и больше. Причем, спрос на услуги с годами не падает, а только растет. А государство плохо контролирует эту заманчивую по доходам сферу.

"Надо, чтобы в стране весь муниципальный парк - и транспорт, и такси - принадлежал государственному предприятию. Акиматам областей, регионов. В рамках этого необходимо возрождать такую практику, как такси, допустим, по тому же телефону через диспетчерские. И необходимо создавать собственные платформы, чтобы на них как-то контролировать и влиять", - сказал президент ОО "Ассоциация безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов.

К слову многочисленные попытки создать собственную платформу такси не нашли своего продолжения в Казахстане. И всему причина – монопольное положение отдельных игроков этого бизнеса. Эксперты убеждены - рынок такси нужно регулировать. А вот каким образом? Вопрос все еще обсуждается и остается открытым.

Читайте по теме:

Крупных мобильных операторов Казахстана обвинили в сговоре

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться