Предваряя обсуждение, заместитель председателя правления Юлия Якупбаева отметила, что предлагаемых вариантов туристского бренда достаточно много, а у турсообщества и ремесленников до сих пор нет ориентира, какой бренд и какую символику использовать в своей работе. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен".
"Наши сильные стороны – это не только природа и бесконечный горизонт. Нам необходимо позиционировать себя как современное амбициозное государство, стремящееся войти в 30 развитых стран и способное привлечь инвестиции. Госпрограммой развития туризма установлены абсолютно конкретные цифровые и денежные индикаторы – 270 млрд тенге объема туристских услуг и 600 млрд тенге инвестиций к 2025 году. Нам необходимо понять, какой сегмент туристов способен принести нашей стране такие деньги и какие маркетинговые меры нужно предпринять, чтобы привлечь такого туриста", – сказала Юлия Якупбаева.
Представители АО "НК Kazakh Tourism" рассказали о предлагаемом проекте бренда Meet Qazaqs. Этот бренд уже несколько раз использовался при оформлении стенда Казахстана на международных туристских выставках. Основные посылы – знакомство с главным достоянием Казахстана – его народом, оттенки желтого цвета, которые ассоциируются с солнцем и отражают позитивные эмоции, буква Q, которая призвана быть отличительным знаком бренда Казахстана. Спикер отметил, что Казахстан ассоциируется у зарубежных туристов с традиционными ценностями кочевой культуры.
У представителей бизнеса возникли сомнения относительно правильности этого варианта. Например, прозвучали мнения, что для иностранцев слово meet будет звучать как "мясо", и ассоциации будут другие. По данным различных источников, Казахстан позиционируется как страна для пешего туризма, верховой езды, проживания в юртах, езды по бездорожью и т. п.
В ходе обсуждения прозвучали различные варианты ассоциаций, которые должен вызывать страновой туристский бренд. Руководитель турагенства "Хан Тенгри" Даурен Валиев предложил при создании странового бренда руководствоваться нашей национальной символикой:
"Общестрановой бренд должен в первую очередь быть приятен каждому жителю Казахстана, вызывать гордость и самоуважение. Все то, что отражает суть нашей страны – голубое небо и солнце (Тенгри), уже сосредоточено в нашем национальном флаге. На примере других стран мы видим, что все, что необходимо донести иностранцам о своей стране, стараются выразить через национальный флаг. Например, у Японии есть второе название – Страна восходящего солнца, и именно это изображено на флаге Японии", – сказал Даурен Валиев.
Другой спикер – старший преподаватель КазГЮУ Ризвана Садыкова привела очевидные примеры и ассоциации, которые будут хорошо восприниматься англоязычными туристами, например Open Kazakhstan – слоган, который влечет за собой новые открытия и приключения. Apple – ассоциируется, помимо яблок, с мировым концерном, Tulip – тюльпаны, родиной которых является Казахстан и массовым выращиванием которых занимается Голландия.
"Для того чтобы сформировались новые тренды в ремесленничестве, необходимо создать ассоциативный ряд, который даст узнаваемость Казахстана на международном уровне. У нас должна появиться сувенирная продукция для туристов с узнаваемой символикой, а также различные наклейки, открытки, книжки, наши легенды, раскраски с иллюстрациями, которыми будут пользоваться наши дети", – добавила Юлия Якупбаева.
Участниками совещания были поддержаны и другие ассоциации с Казахстаном – это спортивные команды, которые собирают стадионы; известные личности (Димаш, GGG и другие); национальная кухня и продукты, празднование Наурыза; уникальные арт-объекты – "Астана-Балет", "Астана-Опера", где показывают постановки мирового уровня; музеи – интерактивный музей Экспо, который уже сейчас вызывает восхищение туристов, Национальный музей; курорты – Шымбулак, Боровое, Алаколь; архитектурные объекты, спроектированные известными архитекторами; отели мировых цепочек и т. д., то есть уже состоявшиеся бренды, способные привлечь качественного туриста.
Этот потенциал мы можем использовать не только у себя в стране, но и на стендах международных выставок, информировать международное сообщество о том, чем богат Казахстан.
"Когда мы определимся со страновым брендом, ремесленники получат работу. Потому что люди всегда ищут что-то, что можно связать с нашей культурой, традициями, бытом, чтобы увезти это как сувенир. И это должны быть не только дорогостоящие произведения искусства, созданные мастерами, но и мелкая продукция – магниты, брелоки и т. п. Сейчас наш рынок, к сожалению, наполнен некачественной сувенирной продукцией из соседних стран", – рассказала руководитель центра ремесленников "Қазақ-Өнер" Айгуль Жансерикова.
Резюмируя, Юлия Якупбаева также отметила необходимость создания единого событийного календаря в разрезе регионов. Кроме того, нужны подготовка качественной техспецификации для разработки бренда и определение состава комиссии, которая оценит работы и выберет наиболее удачный логотип.
По итогам встречи участники договорились о необходимости разработки совместной дорожной карты (НПП и "КазахТуризм"), куда будут включены мероприятия по разработке странового и региональных брендов, развитию ремесленничества в Казахстане.