Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) казахстанского АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" ("КТЖ") и его "ключевой" дочерней компании АО "Казтемиртранс" ("КТТ") на уровне "ВВ-", сообщило агентство.
Прогноз изменения рейтингов – "позитивный".
Также подтверждены рейтинги обеих компаний по национальной шкале на уровне "kzBBB+" и рейтинги выпусков приоритетных необеспеченных облигаций "КТЖ" ("ВВ-").
"Подтверждение рейтинга отражает наши ожидания о том, что соотношение долг/EBITDA компании останется выше 5x, а соотношение операционных денежных потоков к долгу (FFO/долг) ниже 12% в следующем году. Более сильные операционные показатели в этом году уравновесятся значительным увеличением CAPEX", – отмечается в сообщении.
Агентство полагает, что EBITDA "КТЖ" вырастет на 13-15% в 2018 году, до 245-250 млрд тенге на фоне увеличения тарифов на перевозки на 7% и на фоне прогнозов по трехпроцентному росту объема грузовых перевозок в текущем году. CAPEX компании, между тем подскочит до 375 млрд с 231 млрд в 2017 году. "КТЖ" может потребоваться внешнее финансирование для покрытия значительной части этих расходов, полагают аналитики S&P.
"Правительство не одобрило никаких вливаний в капитал для поддержки инвестиционной программы компании, как в прошлом году. В связи с этим мы ожидаем, что соотношение долг/EBITDA составит около 5,7х-6х, FFO/долг – 9-12% в 2018 году", – отмечается в сообщении агентства.
Увеличение затрат отражает развитие железнодорожной сети и модернизацию подвижного состава "КТЖ". Компания договорилась с General Electric о покупке до 300 локомотивов в течение ближайших нескольких лет на $900 млн (около 295 млрд тенге). Прибытие первой партии ожидается в 2019 году, дату доставки следующих партий "КТЖ" сможет выбирать самостоятельно, указывает S&P.
"Мы ожидаем, что у "КТЖ" будет пространство для маневра в том, что касается затрат, так как активы компании были достаточно модернизированы на протяжении последних десяти лет. Мы считаем, что минимальные требуемые CAPEX для "КТЖ" составляют около 150-200 млрд тенге в год. Если "КТЖ" отложит значительную часть расходов, запланированных на 2018 год, денежно-кредитные показатели компании могут оказаться значительно сильнее к концу года", – отмечается в пресс-релизе агентства.
В 2017 году "КТЖ" выпустило три выпуска облигаций: один – на 15 млрд рублей, один – на 25 млрд тенге и один – на 780 млн долларов, в основном для рефинансирования существующих выпусков с погашением в 2020 году. После рефинансирования срок погашения был продлен, риск, связанный с рефинансированием, снижен. В результате S&P повысило оценку кредитоспособности "КТЖ" с "b-" до "b".
"КТЖ" сохраняет ведущую роль в транспортном секторе Казахстана. Тарифы остаются благоприятными для компании, как было продемонстрировано повышением тарифов на перевозки в 2018 году, однако предсказуемость тарифов остается ограничена одним годом. В структуре грузооборота компании преобладают сырьевые товары, такие как уголь, железная руда, металлы и нефть. В то же время доля прибыли от транзита показала умеренный рост и составила около 24% по сравнению с 21% в 2014 году", – отмечают эксперты S&P.
Стабильный прогноз отражает мнение агентства о том, что долговая нагрузка компании останется высокой на протяжении следующих 12 месяцев. Агентство также ожидает, что "КТЖ" своевременно и в достаточной мере удовлетворит свою потребность в ликвидности, включая сроки погашения по долгам и расходы на операционную деятельность.
Повышение рейтинга будет возможно, если финансовые показатели "КТЖ" значительно улучшатся, в частности, если FFO/долг превысит 12%, а долг/EBITDA опустится ниже 5x в результате значительного улучшения в генерировании EBITDA, а также более консервативных затрат, без существенного ослабления ликвидности, отмечает S&P.
Рейтинг может быть понижен, если компания будет испытывать значительный недостаток ликвидности или снизится поддержка государства.
"КТЖ" – транспортно-логистическая компания, входит в состав госфонда национального благосостояния "Самрук-Казына". Под управлением компании находятся железнодорожная, морская портовая и аэропортовая инфраструктура, транспортно-логистические центры.