Пока одни предприниматели терпят убытки из-за нехватки вагонов, другие и вовсе устали от постоянных ограничений на вывоз. Вопросы необходимо решать как можно быстрее, убеждены представители бизнеса и призывают министерство торговли вмешаться в ситуацию, сообщает Atameken Business.
Уже много лет продукция крупного в регионе предприятия по выпуску муки идет на экспорт не только в регионы Казахстана, но и в соседние Узбекистан и Афганистан. В последнее время делать это стало куда сложнее – логистика с каждым днем дорожает, да и самих крытых железнодорожных вагонов катастрофически не хватает. Транспортные и экспедиторские компании не могут в полной мере обеспечить всю потребность в подвижном составе. Так как большая часть вагонов отдана в аренду российским компаниям, говорят предприниматели. и даже готовы предложить равнозначную стоимость.
"До августа мы брали вагоны в Сарыагаше – 800 тыс тенге мы отдали. Сейчас почти 2 млн 150 тыс. Еще мы работаем через "Болашак" - 900-950 тыс тенге была цена. Сегодня – 2 млн 450 тыс. Т.е. в 3 раза выросла цена, еще и вагонов нет. Просили акимат помочь, потому что мы почти 150-200 вагонов потеряли", - говорит директор компании Зекай Танрикулы.
Решить вопрос на местном уровне невозможно, сетуют бизнесмены. В ситуацию необходимо вмешаться профильному ведомству. О проблеме предприниматели рассказали и первому вице-министру торговли Арману Шаккалиеву, в ходе его рабочей поездкой в регион. По мнению руководителя ведомства - повышенный спрос на вагоны в стране сегодня действительно есть, но явление это - сезонное. Свою роль сыграла и значительная разница в тарифах на эти услуги с Россией, где стоимость почти на 40% выше, чем в Казахстане.
"С Узбекистаном переговоры прошли, создана группа. Первое, что мы сделали в этот раз – мы осознанно дали поручение КТЖ – посчитать, то, что они устанавливают им тариф на транзит для Узбекистана и какую-то сумму зарабатывают. Если нам выгоднее увеличить поставки в Узбекистана, то нам дешевле этот транзит понизить. Т.е Казахстан для них снижает транзит – для Узбекистана, но взамен увеличивает квоту. Второе – увеличить парк. Специализированных крытых вагонов у нас сегодня объем недостаточный", - поделился первый вице-министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев.
Как "ком в горле" для предпринимателей стали и проблемы с постоянно вводимыми ограничениями на вывоз продукции, в том числе растениеводческой. Были и запреты на экспорт некоторых видов масел. По мнению предпринимателя Каната Баймухамбетова ни к чему хорошему это не приведет.
"Северо-Казахстанская область в этом году увеличила посевные площади на 20% именно семечек. Сейчас нам дали коридор в районе двух месяцев – ноябрь и декабрь для экспорта, но, к сожалению, из-за проблем с логистикой, отсутствием подвижного состава мы не можем экспортировать ни в Китай, ни в Узбекистан. А уже в январе планируется введение пошлины на экспорт семечек, ограничения на экспорт масла. Чего нам ожидать и как готовиться к экспорту?" – спрашивает директор компании Канат Баймухамбетов
По мнению минторговли такие жесткие меры стали палкой о двух концах – с одной стороны удалось увеличить объем экспорта переработанного масла, с другой - на складах предпринимателей приходит в негодность прошлогодний урожай. В настоящее время совместно с Минсельхозом этот вопрос прорабатывается. Предпринимателям же остается надеяться, что решится он в их пользу.