Сакральная география: Что известно о месте погребения акына Шернияза

1905

Сакральная география: Что известно о месте погребения акына Шернияза

Шернияз Жарылгасулы (1806 -1867 годы) является одним из акынов-импровизаторов, виртуозно владеющим ораторским искусством. Его мавзолей стал одним из памятников истории и культуры местного значения в Атырауской области. Об этом мавзолее подробно рассказал корреспонденту МИА "Казинформ" заместитель руководителя государственной инспекции по охране, восстановлению и использованию исторического и культурного наследия по Атырауской области Фархад Байдаулетов.

Мавзолей акына расположен в 15 километрах юго-западнее аула Жантерек Кызылкогинского района.

Шернияз Жарылгасулы - народный акын. Он поддерживал и принимал участие в национально-освободительном восстании Махамбета (1836 - 1838 годы), став одним из акынов, который воспевал эти события.

"В 1977 году литератор Беркайыр Аманшин нашел место захоронения Шернияза Жарылгасулы и опубликовал сведения, которые были выбиты на надгробной плите акына. Высота надгробного памятника - 155 см, верхняя часть закруглена. На плите выбито: Шернияз Жарылгасулы из рода Кете, племени Мусайдар. Умер в 61-летнем возрасте. Памятник установил в 1867 году сын Аскаралы мырза Дугай - Аминь". В соответствии с региональной программой "Культурное наследие" в 2005 году над могилой был построен мавзолей. Архитектор Зангар Медетбек, строительством занимался Олжас Демесин. Площадь мазара 3х3 метра, высота 7 метров. Строение из белого песчаника. Стены прямоугольные, в стенах с четырех сторон оставлены треугольные пространства. Верхняя часть куполообразная. Могила акына расположена в западной части мавзолея. На входе в мазар высечены надписи: "Акын Шернияз Жарылгасулы" и "1806 - 1867", - рассказал Фархад Байдаулетов.

Восстание потерпело поражение, и предводитель восстания Исатай погиб, но акын продолжал воспевать свободу, освобождение. В своих произведениях он отразил героический образ Исатая. Это: "Па, шіркін, Исатайдай сабаз тумас" ("Не родится такой удалец, как Исатай"), "Ақ алмас алтын сапты, қылышым-ай", ("Золотой и драгоценный мой клинок"), "Исатай ел еркесі, ел серкесі", ("Исатай баловень народа"). Также в таких произведениях как "Ай, Қазы би, Қазы би", "Тостағанды қолға алып" ("Взяв чашу в руки"), "Ай жігіттер", ("Эй, джигиты"), "Сөз сөйлеймін бөлмелеп" ("Говорю я урывками") и других Шернияз поднимает философские, жизненно важные вопросы своего времени, о несправедливости общества и быстротечности времени.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться