Сенат вернул в мажилис проект трехлетнего бюджета до 2024 года

Сенат вернул в мажилис проект трехлетнего бюджета до 2024 года

18 Ноябрь 2021 12:53 1302

Сенат вернул в мажилис проект трехлетнего бюджета до 2024 года
Рост экономики спрогнозирован за счет увеличения объемов производства товаров в среднем на 4%, тогда как вклад производства товаров в прирост ВВП составит в среднем лишь 1,5% по причине более низкой его доли в структуре экономики.  

По словам сенатора Ольги Перепечиной, прогнозируемые базовые макроэкономические параметры социально-экономического развития страны не всегда совпадают с реальностью, передает inbusiness.kz.                     

"К примеру, при анализе показателя по валовому внутреннему продукту на протяжении пяти лет (2016 г. – 2020 г.) наблюдаются отклонения в диапазоне от 1% до 6%. Несмотря на совершенствование в текущем году методологических подходов в прогнозировании, продолжаются погрешности основных параметров ПСЭР на 2022-2026 годы, которые являются основой для разработки и формирования республиканского бюджета на плановый период", – сказала она.

Так, по ее словам, рост экономики спрогнозирован за счет увеличения объемов производства товаров в среднем на 4%. Тогда как вклад производства товаров в прирост ВВП составит в среднем лишь 1,5% по причине более низкой его доли в структуре экономики.

"С учетом погрешностей параметров ПСЭР и одновременного сокращения расходов на реальный сектор экономики с 2,0 трлн тенге до 703 млрд тенге, который еще нуждается в господдержке, возникают сомнения по достижению целей и конечных результатов стратегических направлений. Поэтому для полноты и качественной разработки прогнозов актуально предусмотреть в ПСЭР глубокий факторный анализ отдельных компонентов валового внутреннего продукта", – продолжила она.

Кроме того, в рассматриваемом проекте бюджета сохраняются риски финансовой устойчивости государства, что выражается в исполнении гарантированных государством обязательств. В сравнении с 2020 годом на ближайшие пять лет прогнозируется двукратный рост госдолга, и соотношение к ВВП с 31,6% в 2022 году будет снижено лишь до 31,3% к 2026 году и составит уже 37 трлн тенге.

"При этом правительством этот уровень не рассматривается как существенный риск (рисковый), поскольку в рамках проводимой на сегодня реформы в Национальном плане развития страны до 2025 года показатель госдолга скорректирован на уровень в 50% от ВВП. Но с учетом сырьевой зависимости экономики, высокой волатильности внешних рыночных конъюнктур и в целом нестабильности мировой экономики есть большая вероятность возможной реализации этого риска, способного в итоге оказать негативное воздействие. Это влияет и на рост дефицита в абсолютном выражении, что отражается на затратах по обслуживанию долга с ростом в 2021 году с 958 млрд тенге до 1,5 трлн тенге к 2024 году", – отметила депутат.

Одновременно растут и расходы на погашение и обслуживание правительственного долга, которые в 2022 году составят 22,8% к доходам республиканского бюджета, превысив лимит в 15%, установленный Концепцией формирования и использования средств Нацфонда.

Также и по расходам на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию наблюдается рост в 5 раз (с 63,0 млрд тенге в 2022 году до 316,1 млрд тенге в 2024 году), которые могут увеличить долговую нагрузку на бюджет в случае финансовой несостоятельности заемщиков.

"Обеспокоенность вызывает и вопрос эффективности и целесообразности использования связанных грантов/ в сегодняшних условиях, которые также влекут определенные расходы за счет республиканского бюджета, реализацию которых можно отложить до "лучших времен". В 2020 году истек срок действия Концепции новой бюджетной политики. То есть формирование республиканского бюджета Правительство уже второй год подряд проводит без основных концептуальных подходов бюджетной политики, которая должна быть ориентиром для обеспечения сбалансированности государственных финансов и бюджетной эффективности. И несмотря, что проведен ряд реформ бюджетного процесса, их оказалось недостаточно ввиду отсутствия комплексного подхода по решению вопросов. Нужен новый курс на обеспечение фискальной устойчивости государственных финансов, принятие которого Правительству необходимо ускорить", - считает она.

Помимо этого, при формировании проекта республиканского бюджета на плановый период вопреки рекомендациям депутатов Парламента и Счетного комитета не в полной мере проведена оценка экономического эффекта от заявляемых расходов.

"Из-за отсутствия единой методологии оценка госорганами проводилась разрозненно, с применением стандартных показателей и в условиях отсутствия координации со стороны профильных министерств. Экономический эффект определен только по бюджетным инвестициям, а по 17 бюджетным субсидиям или 74% от всего запланированного объема экономический эффект не просчитан", - уточнила Перепечина.

В рамках предыдущих оценок Счетным комитетом неоднократно указывалось, что при реализации государственных программ происходит размежевание и рассредоточение бюджетных средств по причине финансирования в рамках различных программных документов/ и отсутствия единого подхода по распределению функций и ресурсов.

Так, начиная с 2019 года финансирование строительства и реконструкции внутриквартальных сетей водоснабжения и водоотведения осуществляется в рамках отраслевых программ "Ауыл – Ел бесігі", развития окраин крупных городов, "Дорожная карта занятости" в составе бюджетных программ нескольких администраторов (министерств национальной экономики, труда и социальной защиты населения, индустрии и инфраструктурного развития).

Таким образом, применение такого подхода не способствует полноценному анализу экономического воздействия, эффективному планированию бюджетных средств и правильности определения требуемых к реализации мероприятий.

В ходе обсуждения от сенаторов поступило 136 предложений по внесению изменений и дополнений в проект бюджета. Среди них, внедрение факторно-балльной шкалы госслужащим в 2022 году (44,4 млрд тенге), на реконструкцию и развитие автодорог 8,2 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 4,5 млрд тенге,  на строительство и ремонт водопроводных сетей выделяется 8,1 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 3,8 млрд тенге, что позволит увеличить доступ населения к услугам водоснабжения в городах до 99%, в селах до 95 %.

Помимо этого, на газоснабжение предлагается выделить 1,2 млрд тенге, что позволит достигнуть уровня газификации до 55,4%. На строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам промышленного и жилищного строительства в общей сумме 5,3 млрд тенге, в том числе в 2022 году – 4,6 млрд тенге.

Отметим, что сенат вернул проект республиканского бюджета на 2022 – 2024 годы в мажилис с поправками.

Дана Карина

Материалы по теме:

skolko-yunyh-almatincev-poluchili-vakcinu-pfizer

kogda-i-gde-sostoitsya-konferenciya-po-koronavirusu

chto-budet-s-tenge-v-dekabre

pavlodarskie-deputaty-namereny-podnyat-tarif-za-kvadratnyj-metr

kembridzhskij-slovar-nazval-slovom-goda-uporstvo

загрузка

×