По словам сенатора Андрея Лукина, опыт многих стран показал, что одних налоговых поступлений для решения инфраструктурных проблем недостаточно. Поэтому одним из эффективных способов решения этой задачи является механизм ГЧП.
"На 1 июля 2020 года в Казахстане заключено 566 договоров на 1,5 трлн тенге, из них введены в эксплуатацию 513 объектов на 475 млрд тенге, на стадии строительства 53 объекта стоимостью более 1 трлн тенге. Вместе с тем результаты анализа свидетельствуют о неэффективности работы уполномоченных органов по применению института ГЧП", – сказал он.
Государственными органами допускается необоснованное завышение стоимости объектов ГЧП, заключение формальных договоров в целях увеличения показателей, в том числе с лицами, не являющимися субъектами ГЧП, либо частными партнерами, не соответствующими квалификационным требованиям, перечислил депутат.
"Наряду с этим имеют место случаи неисполнения принятых в рамках договоров обязательств, как со стороны частных, так и государственных партнеров. Следует отметить, что большая часть наиболее затратных договоров ГЧП заключены путем прямых переговоров с частными партнерами. Это свидетельствует об отсутствии реальной конкурентной среды между предпринимателями на стадии отбора потенциальных частных партнеров", – считает он.
Кроме того, по словам Лукина, результатами анализа выявлен ряд проблемных вопросов в правоприменительной практике и законодательстве о ГЧП.
"К ним можно отнести отсутствие четкого разграничения между проектами, подлежащими реализации через государственные закупки от проектов, реализуемых в рамках ГЧП. Данный пробел в законодательстве зачастую используется госорганами для увеличения количественных показателей по реализации проектов ГЧП", - отметил он.
К проблемным вопросам также следует отнести отсутствие методики расчета вознаграждения за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности, а также отсутствие общественного контроля при принятии решения о заключении договора ГЧП и его дальнейшую реализацию (за исключением участия палаты предпринимателей), добавил сенатор.
"Одной из основных задач ГЧП является привлечение инвестиций в экономику государства путем объединения ресурсов государственного и частного партнера для развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения. На деле оказывается, что реальная поддержка новых сфер бизнеса, расширение рынка отечественных товаропроизводителей и вовлечение в круг партнерства новых предпринимателей отсутствует", - уточнил он.
На основании изложенного, по мнению депутата, необходимо внести предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство по предупреждению и устранению указанных недостатков и нарушений.
Дана Карина
Подпишитесь на наш канал Telegram!