Сенаторы недовольны результатами ГЧП в Казахстане

1819

Реальная поддержка новых сфер бизнеса, расширение рынка отечественных товаропроизводителей отсутствуют, сообщает inbusiness.kz.    

Сенаторы недовольны результатами ГЧП в Казахстане

По словам сенатора Андрея Лукина, опыт многих стран показал, что одних налоговых поступлений для решения инфраструктурных проблем недостаточно. Поэтому одним из эффективных способов решения этой задачи является механизм ГЧП.

"На 1 июля 2020 года в Казахстане заключено 566 договоров на 1,5 трлн тенге, из них введены в эксплуатацию 513 объектов на 475 млрд тенге, на стадии строительства 53 объекта стоимостью более 1 трлн тенге. Вместе с тем результаты анализа свидетельствуют о неэффективности работы уполномоченных органов по применению института ГЧП", – сказал он.

Государственными органами допускается необоснованное завышение стоимости объектов ГЧП, заключение формальных договоров в целях увеличения показателей, в том числе с лицами, не являющимися субъектами ГЧП, либо частными партнерами, не соответствующими квалификационным требованиям, перечислил депутат.

"Наряду с этим имеют место случаи неисполнения принятых в рамках договоров обязательств, как со стороны частных, так и государственных партнеров. Следует отметить, что большая часть наиболее затратных договоров ГЧП заключены путем прямых переговоров с частными партнерами. Это свидетельствует об отсутствии реальной конкурентной среды между предпринимателями на стадии отбора потенциальных частных партнеров", – считает он.

Кроме того, по словам Лукина, результатами анализа выявлен ряд проблемных вопросов в правоприменительной практике и законодательстве о ГЧП.
"К ним можно отнести отсутствие четкого разграничения между проектами, подлежащими реализации через государственные закупки от проектов, реализуемых в рамках ГЧП. Данный пробел в законодательстве зачастую используется госорганами для увеличения количественных показателей по реализации проектов ГЧП", - отметил он.

К проблемным вопросам также следует отнести отсутствие методики расчета вознаграждения за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности, а также отсутствие общественного контроля при принятии решения о заключении договора ГЧП и его дальнейшую реализацию (за исключением участия палаты предпринимателей), добавил сенатор.

"Одной из основных задач ГЧП является привлечение инвестиций в экономику государства путем объединения ресурсов государственного и частного партнера для развития инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения. На деле оказывается, что реальная поддержка новых сфер бизнеса, расширение рынка отечественных товаропроизводителей и вовлечение в круг партнерства новых предпринимателей отсутствует", - уточнил он.

На основании изложенного, по мнению депутата, необходимо внести предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство по предупреждению и устранению указанных недостатков и нарушений.

Дана Карина

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться