По словам сенатора Едила Мамытбекова, январские события были вызваны серьезными социально-экономическими проблемами, которые накапливались годами, их игнорирование переходит в общественно-политические коллизии, передает inbusiness.kz.
"Сегодня многие ведомства не отошли от практики глобального охвата проблем без признаков должного потенциала возможностей для их реализации. Все это ведет к завышенным рискам бюджетного финансирования мало объяснимых с точки зрения здравой логики ведомственных задумок. При попустительстве отдельных государственных органов выделяются немалые средства на программные проекты, целесообразность которых сомнительна. Это наглядный пример снижения уровня профессионализма в системе госправления, что свелось к бутафорским презентациям программ", - сказал он.
Депутат привел пример, министерство торговли и интеграции не первый год реализует концепцию Национальной товаропроводящей системы, представляющей сеть из 24 оптово-распределительных центров.
"Пора бы и некоторые результаты продемонстрировать, которых мы не видим. В принципе можно концепцию понять и принять, если под НТС понимается инновационно-модифицированный вариант прежней системы потребительской кооперации. Скорее, так и есть. Однако, на наш взгляд, ее облачение в сложные словесные конструкции необходимо для одной цели – побольше запросить бюджетных средств. Считаем, что создание ОРЦ должно осуществляться за счет инвесторов на принципах ГЧП при немалой стоимости первой очереди в 138 млрд тенге, а не за счет бюджета. В этой связи возникает вопрос - планирует ли Правительство пересмотреть подходы по финансированию создания НТС?" - отметил сенатор.
Другой наглядный пример необоснованных расходов, по его словам, программа "Экономика простых вещей", которая по замыслу призвана была стимулировать развитие МСБ в части производства товаров и услуг народного потребления.
"Однако мы до сих пор не знаем эффективности программы ЭПВ. Как известно, изначально для поддержки субъектов частного предпринимательства было выделено 600 млрд тенге. Без должной оценки реальных результатов, Правительством было принято решение (фактически навязано Нацбанку) продлить действие программы ЭПВ до 2022 года с финансированием в объеме 1 трлн. тенге. Просим Вас представить подробный анализ эффективности реализации программы, так как результатов мы не видим", - продолжил Мамытбеков.
В свете требований Главы государства о сокращении неэффективных затрат настало время спросить с функционеров концепта ЭПВ – а это НПП "Атамекен", - о реальных результатах реализации программы, считает он.
"Также неизвестна судьба малопонятной с точки зрения логики здравого смысла, масштабной инициативы под названием "Единая карта приоритетных товаров и услуг", которая вступала в противоречие с реализуемым рабочим инструментом политики диверсификации экономики на индустриально-инновационной основе – Картой индустриализации Казахстана. Сегодня про концепт единой карты ничто не напоминает и никто не вспоминает. Самое парадоксально то, что даже Счетный комитет обходит своим вниманием этот программный концепт", - уточнил депутат.
В результате подобного подхода к производству на сегодня нет тенденции роста численности крепких государственных предприятий, подчеркнул он. Соответственно, нет перелома в развитии сферы переработки, несмотря на реализацию ряда госпрограмм индустриализации. К примеру, если в 1991 году доля продукции легкой промышленности в ВВП составляла 17%, то сейчас менее 0,01 процента. В 1991 году АПК Казахстана обеспечивал почти треть ВВП (29,5%), на сегодня АПК производит порядка 5% ВВП. Подобная ситуация складывается и других отраслях обрабатывающей сферы промышленного производства.
"В целом можно констатировать, что нынешние подходы не позволяют реалистично и обоснованно прогнозировать развитие экономики даже на среднесрочный период. Отметим, что впервые с 2007 года Правительству поручено разработать программу действий. Это должно повысить ответственность Правительства по ускоренному социально-экономическому развитию и улучшению благосостояния граждан. По итогам реализации программы мы возможно сможем оценить эффективность его работу. В свое время на пленарных заседаниях Сената неоднократно отмечали - пора пересмотреть "чрезмерно обширное собирательное понятие – субъект квазигосударственного сектора" которого в природе не существует. Глава государства отметил, что стоит задача по кардинальному реформированию квазигоссектора, особенно Фонда национального благосостояния "Самрук-Казына". На сегодня это порядка 600 организаций", - напомнил сенатор.
Действительно, претензий в адрес ФНБ "Самрук-Казына" в последнее время высказывается немало, заявил он.
"Да и поводов тому хватает - в состав госхолдинга входит целый ряд мощных институтов, от которых давно уже ждут отдачи. А ее все нет! Одни разговоры, не понятные планы, прожекты, программы. Главным недостатком фонда является непрозрачность и запутанность его схем в распределении и расходовании многомиллиардных государственных средств, душок коррупционных схем отдают в вопросах о государственных закупках", - пояснил Мамытбеков.
В этой связи есть ряд вопросов, на которые депутаты хотели бы узнать мнение правительства. В частности, какие активы будут переданы в конкурентную среду (как будут учитываться интересы национальной экономической безопасности? все ли нужно передавать в конкурентную среду?), какова эффективность принимаемой модели модернизации фонда, каков размер сокращения участия государства в предпринимательской деятельности? При этом мы считаем, что стратегически важные объекты должны оставаться под контролем государства и не подлежать приватизации.
"Также настало время пересмотреть закон по фонду "Самрук-Казына". Считаем, что его надо поставить на утрату, как тормозящую развитие экономики страны и пусть работают по законам Республики Казахстан. Это касается и других индивидуальных законов. Полагаем правительству необходимо принять и выработать свою государственную позицию по вышеуказанным проблемам и задачам", - резюмировал он.
Дана Карина