Не исключение и североказахстанский бизнес. Местные предприниматели, занятые в транспортной сфере, в очередной раз подняли острые проблемы своей отрасли. На площадке петропавловского "Атамекена" в рамках работы совета транспорта и логистики прошел День открытых дверей для представителей этой сферы. Встреча прошла с участием североказахстанского транспортного прокурора Тимура Шуленбаева, а также представителей департаментов экономических расследований, госдоходов по СКО, АО "РЖД" и областной инспекции транспортного контроля, передает inbusiness.kz.
Зачем нужна двойная сертификация, если Казахстан является членом ВТО?
Директор ТОО "КАМЕТЕХ" Руслан Хасенов поднял вопрос о необходимости сертификации транспортных средств, импортируемых из Европы, если они уже имеют сертификат европейского качества. Предприниматель считает, что процедура обязательной сертификации в Казахстане затягивает процесс растаможки и требует дополнительных финансовых затрат, при этом ее практическая польза не всегда очевидна.
"Для чего вообще нужна эта сертификация, можете пояснить? Дело в том, что она такая условная: во-первых, она занимает очень много времени, во-вторых, стоит денег. По факту же никакой сертификации не делается. Мы платим за листы бумаги, которые нам присылают через 10 дней, а мы уже отдаем их в таможенный орган, получая при этом возможность очистить товар", - сказал Руслан Хасенов.
Присутствовавший на встрече и.о. руководителя таможенного контроля ДГД СКО Сергей Чесенко пояснил, что обязательная сертификация товаров необходима для обеспечения безопасности граждан и транспортных средств. При этом он подчеркнул, что Казахстан не может признавать сертификаты иностранных государств без собственного подтверждения.
"Во-первых, процедура обязательной сертификации товара проводится не просто так, а для обеспечения жизни, здоровья и безопасности граждан, в том числе и транспортных средств. Обязательная сертификация ваших транспортных средств предусмотрена таможенным законодательством. Другой вопрос, каким образом этот регламент реализуется органами сертификации? Это уже вопрос к ним, а мы отвечаем в первую очередь за безопасность поступающих на территорию Республики Казахстан товаров", - пояснил Сергей Чесенко.
На что предприниматель возразил, что данная логика не всегда понятна, особенно при растаможке товаров, импортируемых по ставкам ВТО.
"Если мы растаможиваем товары по ставкам ВТО, предназначенные только для реализации на территории Казахстана, зачем нам нужен дополнительный сертификат? Ведь у нас есть европейский сертификат, который уже признан во всем мире. Зачем мы дублируем процедуру, тратя на нее и время, и деньги?" - задал вопрос директор ТОО "КАМЕТЕХ" Руслан Хасенов.
Представитель таможенного контроля ДГД СКО объяснил, что требования по техническому регламенту в Казахстане отличаются от требований Европейского союза, поэтому необходима казахстанская сертификация, которая подтверждает соответствие товаров отечественным стандартам. Ее обязательность установлена соответствующими регламентами.
Между тем предприниматели выразили сомнения в необходимости такой двойной сертификации, учитывая тот факт, что Казахстан является членом ВТО и подписал соответствующие соглашения.
Интеллектуальная собственность: как растаможить б/у технику "John Deere"
Другой острой проблемой, которая из года в год так или иначе поднимается на различных площадках палаты предпринимателей, по-прежнему, остается таможенная очистка бывшей в употреблении сельхозтехники "John Deere", завозимой из Америки. Казахстанские таможенные органы требуют разрешения от правообладателя интеллектуальной собственности, что может привести к отказу в растаможке и потере значительных денежных средств. С такой проблемой уже не раз сталкивались североказахстанские предприниматели.
"Мы завозим б/у сельхозтехнику "John Deere" из Америки, но при таможенной очистке на момент подачи декларации таможенные органы запрашивают у правообладателя интеллектуальной собственности разрешение. Исходя из этого разрешения нам либо дают добро на растаможку, либо отказывают. Но при этом опять-таки бюджет где-то порядка 20 млн. тенге теряет при отказе - примерно столько мы платим при растаможке б/у техники в зависимости от ее вида – комбайн это или трактор. Все зависит от доверенного лица правообладателя - это казахстанское ТОО, которое находится в Алматы. Вы (прим. авт.: ДГД) ссылаетесь на то, что у них есть доверенность от производителя, но при этом никто не проверял есть ли она на самом деле или нет", - сказал директор ТОО "КАМЕТЕХ" Руслан Хасенов.
На что и.о. руководителя таможенного контроля ДГД СКО Сергей Чесенко ответил, что доверенность правообладателя "John Deere" подтверждена решением Верховного суда, а контроль за интеллектуальной собственностью по всему миру осуществляется соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Однако, североказахстанские предприниматели считают, что решения казахстанского ТОО, имеющего доверенность от американского производителя, которая дает право разрешить или ограничить ввоз иностранной техники не всегда обоснованы. По мнению бизнесменов, б/у техника является оригиналом и не представляет никакой угрозы для производителя. А вот ограничение импорта снижает конкуренцию на рынке, лишая отечественных сельхозтоваропроизводителей возможности приобрести качественную технику по более низкой цене.
"Если вы приобретаете б/у автомобиль марки "Toyota", к примеру, с Грузии после нескольких владельцев, вы же не будете предъявлять претензии к производителю?! Там давно уже и гарантий завода производителя может не быть", - продолжал доказывать свою правоту предприниматель.
На что представитель ДГД отметил, что право обратиться с претензией к производителю остается за покупателем б/у техники. При этом по словам спикера, обжалуется не гарантия, а марка и страдает от этого непосредственно производитель.
В ходе долгих дискуссий участники встречи сошлись во мнении, что сам производитель сельхозтехники "John Deere" вполне может и не знать о таких избирательных действиях казахстанского ТОО – обладателя доверенности правообладателя.
Представители Палаты предпринимателей СКО предложили госорганам и прокуратуре провести аналитику по количеству отказав на ввоз б/у техники "John Deere".
"Можно здесь попросить органы прокуратуры и госдоходов провести какую-то аналитику - какой процент отказов и их причины, чтобы потом предметно понимать, имеется ли недобросовестность в действиях доверенного лица", - предложила эксперт ПП СКО Ольга Достлер.
Главный транспортный прокурор Тимур Шуленбаев поддержал предложение директора Палаты предпринимателей СКО Есжана Оразалина о необходимости пересмотра действующих регламентов сертификации и ввоза б/у техники. Что касается аналитики количества отказов, то прокурор рекомендовал предпринимателям совместно с палатой предпринимателей обратиться в органы ДГД с соответствующим запросом.
Читайте по теме:
Таможня Казахстана - стопор бизнеса: почему эффективность на нуле?