Ежегодно им приходится тратить уйму времени и денег для получения сертификатов качества производимой продукции. Это увеличивает и без того не простое финансовое положение, и не позволяет осваивать новые рынки. Предприниматели готовы подтверждать качество, но просят приемлемых цен, чтобы развивать отечественное производство. Тему продолжит Atameken Business.
Социальный предприниматель из Павлодара Дархан Абдулин изготавливает деревянные игрушки и дидактические материалы для детского развития. В своем небольшом бизнесе он столкнулся с огромной проблемой. Его товар не покупают государственные образовательные учреждения. А все из-за отсутствия сертификатов качества, которые нужны для участия в госзакупках.
"Нужно разрабатывать внутренний стандарт организации – это около 300 тысяч тенге. И у нас более 100 наименований товаров и на каждую нам необходимо будет предоставлять сертификат. Что для малого и микробизнеса это неподъемная цена и очень сильно отражается на себестоимости продукции", - говорит Дархан Абдуллин.
Чтобы разработать стандарт, подтвердить ГОСТ и пройти сертификацию только одного вида продукции, уходит до 800 тысяч тенге, признается предприниматель. К тому же, сертификат действителен всего лишь год, а это значит, что тратить придется ежегодно. По этой же причине отечественная продукция порой не может конкурировать с завозимыми в страну товарами, стоимость которых ниже казахстанских.
"Есть такая проблематика в той части, что некоторые произведенные товары, например как детские игрушки, не везде, не в каждом регионе есть орган, который может выдать сертификат, и вынуждены предприниматели привозить специалиста, эксперта из других регионов." 01:34 + 02:00 "Финансовая нагрузка ну непомерная именно по сертификации. Для того, чтобы выйти на маркет-плейсы, госзакупки, на другие рынки для того, чтобы увеличить показатели нужны сертификаты. А они недоступны.", - отметила ментор малого и микробизнеса Жамиля Эрназарова
В Казахстане сертификация с 1996 года отдана в свободные рыночные отношения. Именно частные организации занимаются допуском продукции на прилавки. Доминирующее же положение имеет Национальный центр экспертизы и сертификации, который многие предприниматели ошибочно считали государственным учреждением. Павлодарские бизнесмены обратились за помощью к первому вице-министру торговли и интеграции.
"Услуги НаЦэкс обычно они так делают, я их хорошо знаю. Стандарт организации разработают, накрутят денежку. Потом испытания проведут, и потом пакетные услуги оказывают. Но надо посмотреть по структуре этих затрат." 01:20 + 02:06 "Таких цен не должно быть, чтобы за одну торговую позицию сертификации 120 тысяч стоила", - заявил первый вице-министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев.
С вопросом пообещали разобраться в ближайшее время. Если не решать его с учетом интересов бизнеса, то уровень отечественных производителей так и не вырастит. А предпринимателям по-прежнему будет выгодней торговать чужими товарами, чем производить собственные.