/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Систему господдержки промышленного сектора необходимо пересмотреть – Конуров

Систему господдержки промышленного сектора необходимо пересмотреть – Конуров

Мажилисмены предложили не распылять деньги по различным программ и операторам по поддержке промышленности, сообщает inbusiness.kz.  

27 Май 2020 12:30 285

Систему господдержки промышленного сектора необходимо пересмотреть – Конуров

По словам мажилисмена Айкына Конурова, создание Фонда развития промышленности было предложено правительством как способ восстановления экономики после кризиса. Его задача заключается в предоставлении предприятиям обрабатывающей индустрии кредитов по сниженным ставкам, не более 3%.

«Если обеспечить наполнение фонда, он сможет предоставлять льготные займы определенному количеству предприятий и проектов. Но все равно их число будет ограничено, что не позволит кардинально улучшить ситуацию. Если деятельность Фонда развития промышленности сведется к финансированию ряда предприятий, он не изменит ситуацию и будет дублировать уже имеющиеся институты. Полагаем необходимым посмотреть глубже –на причины проблемы, которые лежат на перекрестке двух системных сбоев», – считает он.

Первый, по словам депутата, – это перекос в банковской сфере. 

«По сути, она утратила функцию кредитования развития реального сектора экономики, избегает инвестиционных проектов в производстве. Банки ориентированы исключительно на собственное обогащение и короткие горизонты планирования – здесь и сейчас. Например, за март выдано кредитов на 1,1 трлн тенге. Из них в сфере промышленности – менее 157 млрд тенге, т. е. 14%. При этом долгосрочные кредиты промышленности – менее 15 млрд тенге. Фактически механизм банковского кредитования долгосрочных проектов в промышленности, обновления основных фондов, модернизации отрасли просто не работает. Перепадает лишь немного на оборотный капитал», – констатировал он.

Государство пытается частично решить эту проблему за счет финансирования через различные институты развития, добавил мажилисмен, и субсидирует ставки по кредитам коммерческих банков, тем самым лишь усугубляя ситуацию и демотивируя банки к удешевлению кредитных ресурсов. 

Второй системный сбой, по мнению Конурова, связан со структурой самой промышленности и подходами к ее развитию.

«Из-за отсутствия стратегии модернизации промышленности на уровне как отдельных предприятий, так и отрасли в целом она остается непривлекательной для финансирования. Задачи промышленного комплекса не взаимосвязаны с целями научно-технологического развития», – резюмировал он.

В связи с этим мажилисмен предлагает разработать долгосрочную программу развития финансового сектора, приоритетом которой определить кредитование реального сектора экономики, предусмотрев систему законодательных стимулов для финансирования промышленности. 

«Кроме того, следует пересмотреть систему государственной финансовой поддержки промышленного сектора, исключив распыление средств по различным программ и операторам, установив четкие индикаторы и критерии оценки эффективности финансирования. Ввести запрет на постоянные реорганизации институтов развития в сфере промышленности во избежание размывания ответственности. Также ввести запрет на досрочное принятие новых программ поддержки предприятий без оценки исполнения предыдущих программ», – продолжил он.  

Конуров отметил, что необходимо определить структуру, ответственную за всю полноту промышленной политики, включая не только производство, но и научно-технологическое развитие, инновации. 

Дана Карина

Промышленная политика Казахстана нуждается в кардинальных изменениях

Мажилисмены раскритиковали государственную программу индустриально-инновационного развития, сообщает inbusiness.kz. 

22 Апрель 2020 12:14 1496

Промышленная политика Казахстана нуждается в кардинальных изменениях

По словам мажилисмена Айкына Конурова, за годы индустриализации в Казахстане отсутствуют качественные подвежки в экономике и промышленности.

«Правительство утверждает, что появились целые новые сектора высокотехнологичной экономики, такие как железнодорожное машиностроение, фармацевтика, нефтехимия, автомобилестроение. Но дело ведь не в количестве отраслей, а в их экономическом эффекте. Новые сектора важны, когда они делают конкурентоспособную продукцию, востребованную на рынке за счет соотношения качества и цены, а не государственного заказа, субсидий и ограничения импорта», – сказал он. 

По мнению депутата, правительство не может обосновать реальное изменение структуры экономики и поэтому вынуждено использовать старый набор аргументов. 

«Например, аргумент о расширении географии экспорта казахстанских товаров до 120 стран. Да, формально так и есть. Но если проверить данные статкомитета за 2019 год по суммам поставок, то мы увидим, что в 68 стран объем нашего экспорта не превысил и $10 млн, а в 42 страны – меньше $1 млн. Действительно, мы экспортировали в Ливию продукции на $58 тыс., в Уганду – на $40 тыс., в Гаити – на $4 тыс., в Лихтенштейн – на $39 тыс. Но можно ли считать это достижением индустриализации? К сожалению, круг реальных рынков сбыта по-прежнему ограничен, так же как и содержание поставок», – привел он пример.

Кроме того, правительство ссылается на то, что номенклатура экспорта выросла на 1,3 тыс. видов, продолжил мажилисмен.

«Но каковы объемы поставок по этой номенклатуре, какую долю зарубежных рынков она завоевала и как повлияла на то, что экспорт остается сырьевым? При этом на вопросы о том, почему за всю вторую пятилетку число рабочих мест в обрабатывающей промышленности увеличилось всего на 46 тыс., а средняя зарплата в долларовом эквиваленте упала на 25%, ответов так и не нашлось», – уточнил он. 

В связи с этим депутат подчеркнул, что итоги индустриальной пятилетки нуждаются в тщательном анализе совсем не для того, чтобы покритиковать или похвалить. 

«Индустриализация у нас и так слишком политизирована. Поэтому нужно объективно понять, правильно ли выстроена промышленная политика. Мы полагаем, что если не создается собственный инновационный потенциал, то промышленная политика нуждается в кардинальных изменениях. Мы считаем, что в условиях угрозы мировой рецессии и снижения потребления наших сырьевых экспортных продуктов продолжать ее реализацию в прежнем направлении – означает потерять еще пять лет и еще миллиарды государственных средств», – резюмировал он.

Дана Карина

Мажилисмены предлагают создать государственные отраслевые банки

Частное кредитование бизнеса в Казахстане остановилось, сообщает inbusiness.kz. 

22 Апрель 2020 11:52 485

Мажилисмены предлагают создать государственные отраслевые банки

Мажилисмен Айкын Конуров в своем депутатском запросе предложил кардинально менять структуру финансового рынка, чтобы банки стали работать на реальный сектор экономики.

«Если же это уже невозможно, тогда признать его недееспособность и развивать полноценный государственный финансовый сектор. Это означает, что вместо промежуточных схем в виде госхолдингов, фондов, в которые встроены коммерческие банки, создавать нормальные государственные отраслевые банки – для АПК, промышленности и малого бизнеса», – сказал он.

Депутат пояснил, что холдинг «Байтерек», который объединяет госинституты поддержки бизнеса, отчитался за прошлый год о чистой прибыли 40 млрд тенге. Также он укрепил свои позиции во всех основных сегментах кредитного рынка. Сейчас на «Байтерек» приходится 50% долгосрочного кредитования несырьевых секторов экономики, 36% кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и 63% ипотечных кредитов населению. 

«По сути, государство в лице холдинга является игроком номер один в сфере кредитования. Такова теперь новая модель казахстанской финансовой системы. С узких корпоративных позиций результаты деятельности «Байтерека», видимо, хорошие. Но если смотреть с точки зрения эффекта для национальной экономики, то они тревожащие. Если не сказать пугающие», – считает он. 

Конуров отметил, что изначальной задачей госхолдинга, получающего финансирование из бюджета, была все же не прибыль, а содействие долгосрочному развитию частного предпринимательства.

«Но вместо этого зависимость от государства только крепнет. Госхолдинг  предназначен восполнять пробелы рынка, где не хватает частных институтов. Однако нынешние масштабы кредитования «Байтерека» говорят о том, что сложились не просто пробелы, а огромные дыры. Рынок просто не функционирует, частное финансирование промышленного сектора не идет. Поэтому принципиально неправильно отвечать на это увеличением масштабов квазигосударственного финансирования», – резюмировал он.

Дана Карина