На правчасе в мажилисе парламента РК депутат Едил Жанбыршин раскритиковал деятельность авиакомпании "Эйр Астана", передает inbusiness.kz.
По его словам, эта компания стала божеством казахстанского неба.
"Билеты дорогие, и все объяснения про расстояния – пустые разговоры. Билет почему дорожает с приближением срока даты вылета? Он не должен дорожать, а наоборот дешеветь! Тебе же надо быстрее их продать? А они работают, наоборот. Надо "Эйр Астану" и лоукостера хорошо проверить, г- Питер Фостер вы сморите где вы находитесь, вы должны подчиняться законам нашей страны. Мы ввели норму о штрафах за опоздания на час. Самое интересное 2 августа была задержка на 12 часов, и я до сих пор не могу добиться штрафа. Почему?" - спросил депутат.
Он сам и ответил на свой вопрос - потому что очень сложная схема для этого, надо написать заявление, получить ответ и вообще. Побегать по инстанциям, чтобы получить компенсацию.
"Я добьюсь, специально хожу, и все равно добьюсь своего. На всем транспорте возврат средств и получение компенсации надо упрощать, человек должен мочь легко подать заявку и быстро получить свои деньги назад. Сейчас рядовому казахстанцу очень сложно найти на сайте всю эту информацию, это может сделать только компьютерно грамотный и упертый человек. Еще момент, в "Эйр Астана" все мультимедиа на другом языке, а контента на го языке очень мало. Это надо привести в соответствие. Это большой вопрос – самолеты же по нашей территории летают. Мы считаем ее своей компанией, тогда почему там не отдается приоритет госязыку?" - снова спросил Жанбыршин.
И добавил, что деньги все любят, но авиакомпании не должны сильно повышать цены на билеты.
"Вы ведь каждый день зарплаты не повышаете, ГСМ не каждый день дорожает, и наша территория не становится больше, она не резиновая, а вы все повышаете цены – от 60 тыс. тенге до 120 тыс. тенге доходит. Так не должно быть! Должен быть порядок. А вы не смейтесь, это не смешно. Вы тут сидите и нас за людей не принимаете! Мы вам не аборигены в Африке, ничего не понимающие. Не играйте с нами, играя и смеясь в лицо нам. Это парламент! Мы представители народа, избранные народом", - возмутился депутат.
В свою очередь президент "Эйр Астаны" Питер Фостер сообщил, что компания не является монополистом.
"Сейчас действуют 4 лицензированные авиакомпании, 2 из них входят в Air Astana group – это "Эйр Астана" и "Fly arystan", также есть Scat и Qazaq air. Монополии на внутренние и международные рейсы больше нет. Из 4,1 млн пассажиров, перевезенных "FlyArystan" до ноября этого года, около 3,8 млн приходится на внутренние маршруты, а 270 тыс. на международные. Вы можете видеть, что "FlyАrystan" является гораздо более крупным оператором внутренних перевозок, чем "Эйр Астана". Причина в том, что "Эйр Астана" сейчас в основном сосредоточена на развитии международных маршрутов и в меньшей степени на внутренних", - сказал он.
Что касается цен на билеты, по его словам, чем раньше они приобретаются, тем они дешевле.
"Чем ближе ко дню вылета, тем выше становятся цены. Цены на билеты также сильно зависят от спроса, поэтому в выходные и праздничные дни они повышаются. Это относится к динамическому ценообразованию в отрасли. Это мировая практика. Расходы всех авиакомпаний в основном выражены в долларах, в основном это расходы, связанные с самолетами. Также издержки в отрасли после ковида выросли. У производителей также возникли проблемы с цепочками поставок. Но мы по-прежнему считаем, что средние цены на рейсы "Fly arystan" более чем конкурентоспособны по сравнению с авиакомпаниями в других странах", - подчеркнул Фостер.
По его словам, это не отменяет того факта, что по мере приближения даты вылета, особенно в разгар сезона, цены растут, именно так работает модель и именно так компания может быть устойчивой и прибыльной.
Читайте по теме:
Сделку по продаже Qazaq Air вьетнамскому инвестору могут одобрить до конца года