Мажилисмен Ислам Сункар в своем депутатском запросе предложил снизить тарифы на услуги такси, передает inbusiness.kz.
Он отметил, что сейчас в Казахстане сложилась такая ситуация, что платформа "Яндекс.Такси" стала практически монополистом.
"Исходя из этого предлагаем провести работу по снижению тарифной политики по комиссиям "Яндекс.Такси" и других компаний, заходящих на казахстанский рынок, в связи с регулярно возникающей социальной напряженностью. Например, рассмотреть возможность снижения комиссий за услуги сервисных компаний в сфере такси до 5-7% от заказа либо установить фиксированную плату за заказ от 50 до 70 тенге. А также предлагаем проработать механизмы поддержки для развития отечественных компаний, предлагающих платформенную занятость в сфере предоставления услуг такси", - сказал он.
Депутат отметил, что в мировом рейтинге по стоимости услуг такси Казахстан занимает 73-е место. По состоянию на 31 марта 2024 года, стоимость услуг такси в нашем государстве составила 0,67 доллара за километр – это самый высокий показатель среди стран СНГ.
"Мы обеспокоены, что комиссия за поездки в "Яндекс.Такси" остается по-прежнему на высоком уровне и влияет на конечную стоимость услуг. Так, например, в зависимости от тарифа и региона за каждую поездку взимается комиссия сервиса от 11 до 17%. К тому же взимается плата таксопарков до 4%. На сегодня водителями "Яндекс.Такси" являются более 200 тысяч человек. Для более 50 тысяч из них – это основной заработок. Для остальных 150 тысяч – дополнительный доход. И этот факт говорит о том, что людям из-за повсеместной дороговизны и низких заработных плат не хватает денег к существованию. И они вынуждены таксовать", - считает Сункар.
Он напомнил, что в 2023 году в СМИ была информация о том, что средняя выручка водителя такси в Казахстане, принимающего заказы через агрегатор "Яндекс. Такси", составляет 493 тыс. тенге в месяц.
"Однако нельзя забывать, что выручка – это еще не чистая прибыль. И неуместно сравнивать выручку с заработной платой. С зарплатой нужно сравнивать именно чистую прибыль. Если сделать декомпозицию одного условного заказа в 1000 тенге для водителя такси и вычесть оттуда все комиссии, расходы на топливо, мойку и учет естественного износа автомобиля, то сумма чистого заработка водителя будет около 300-400 тенге", - подсчитал депутат.
В целом, он считает несправедливым, что граждане платят высокую цену за услуги такси, а водители при этом в виде чистых доходов получают лишь малую часть от этой суммы.
Читайте по теме:
Завершено антимонопольное расследование в отношении "Яндекс.Такси" в Казахстане