СПЕЦВЫПУСК: Крушение самолета Bek Air под Алматы. Что известно о самолете и экипаже?

5911

Самой главной новостью для казахстанцев, к сожалению, грустной, стало известие о крушении пассажирского самолета авиакомпании Bek Air, который выполнял рейс Алматы - Нур-Султан.   

СПЕЦВЫПУСК: Крушение самолета Bek Air под Алматы. Что известно о самолете и экипаже?

Катастрофа произошла в Талгарском районе, близ алматинского аэропорта. По последним данным, на борту находилось 93 пассажира и пять членов экипажа. Количество погибших достигло 15 человек, в больницы доставлены 66. В этом выпуске поговорим о том, что еще известно об этой авиакатастрофе, о марке самолета Fokker-100 и вспомним историю крушений в Казахстане и мире за последние годы.

Рейс 2100 вылетел из Алматы по плану в 07:05 и пропал с радара. Позже стало известно, что при взлете самолет потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением. На место оперативно прибыли спасательные службы и медики, к счастью, удалось избежать возгорания.

Первые официальные данные о погибших начали приходить спустя полтора часа. Изначально сообщалось о семи жертвах катастрофы, затем это число возросло до 14. Еще один человек скончался в больнице. Пофамильный список погибших пока не полный – не всех удалось опознать.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнование семьям погибших и пообещал наказать виновных в трагедии. Также свою поддержку родным жертв авиакатастрофы выразил лидер нации Нурсултан Назарбаев.

Стали известны данные пилотов. Капитан воздушного судна - Муратбаев Марат Ганиевич, родился 7 марта 1961 года. Свидетельство капитана действительно до 26 апреля 2024 года. Второй пилот - Мулдакулов Миржан Гайнулович, родился 4 мая 1965 года, срок действия свидетельства - до 6 марта 2022 года.

Полеты авиакомпании Bek Air, а также самолетов Fokker-100 в Казахстане приостановлены.

При этом, по предварительным экспертным данным, было объявлено о том, что именно этот самолет с серийным номером 11-496 был полностью исправен и перед полетом прошел все проверки. Однако эту информацию официально еще предстоит подтвердить или опровергнуть по итогам расследования.

По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, сертификат летной годности воздушного судна был выдан в мае 2019 года. А теперь внимание - дата выпуска борта - апрель 1996 года, то есть 23 года назад.

Мы проверили другие открытые источники и выяснили, что именно этот самолет компания Bek Air получила в 2013 году. По данным сайта Planespotters.net, до этого борт летал в Тайване, затем в Нидерландах, а после – в Германии. С 2013 года самолет также побывал в лизинге у авиакомпаний из Афганистана и Восточной Африки.

По данным портала Aviation Safety, в общей сложности в результате катастроф и серьезных аварий было потеряны 16 самолетов марки Fokker-100, погибли 183 человека. Крупнейшая катастрофа произошла в 1996 году в бразильском Сан-Паулу. Спустя 24 секунды после взлета из-за проблем с двигателем самолет накренился и рухнул в густонаселенный район. Погибли все находившиеся на его борту 95 человек (89 пассажиров и шесть членов экипажа), а также четыре человека на земле. Кроме того, в 1993 году Fokker-100 разбился в Северной Македонии. Трагедия произошла из-за обледенения крыла, погибли 83 человека.

Отметим что самолет компании Bek Air относится к поздней партии выпуска, так как в 1997 году производство в компании Fokker было закрыто из-за банкротства. Хотя до этого он несколько лет считался лучшим самолетом в своем классе, практически не имея конкурентов. Сегодня на смену Fokker 100 приходят более современные модели семейств Bombardier CRJ200 и Embraer ERJ 145. Первый активно используется казахстанскими авиакомпаниями, в частности, SCAT.

При этом именно связка SCAT и Bombardier CRJ200 также печально известна казахстанцам. В январе 2013 года этот самолет разбился при выполнении рейса Кокшетау - Алматы. Крушение произошло вблизи поселка Кызылту Талгарского района – совсем рядом с тем местом, где сегодня рухнул самолет "Бек Эйр". На борту находилось 16 пассажиров и пять членов экипажа – все они погибли. Причиной крушения тогда назвали плохие погодные условия и ошибочные действия экипажа.

Однако и Fokker-100 ранее встречался в сводках авиационных инцидентов в Казахстане. 20 февраля 2018 года самолет, также принадлежащий Bek Air, экстренно сел в Таразе. Он летел из Алматы в Атырау. Тогда причиной экстренной посадки стала разгерметизация салона, но все обошлось без жертв и пострадавших.

В марте 2016 года самолет Fokker-100, принадлежащий "Бек Эйр", аварийно сел в столице из-за невыпущенной стойки шасси. Тогда тоже никто не пострадал.

В этом выпуске мы пока не делаем выводов – предстоит расследование. Конечно, много вопросов в Сети адресовано как к самой авиакомпании, использующей именно этот самолет Fokker-100, так и к аэропорту Алматы – уже второй раз за последние годы там происходят крупные авиакатастрофы. К слову, недавно воздушную гавань предлагали перенести в другое место.

Мы продолжаем следить за развитием событий. Подписывайтесь на канал и ждите новых подробностей в следующих выпусках.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться