/img/tv1.svg
RU KZ
Срок подачи заявления на рефинансирование валютного займа заканчивается 15 декабря – Нацбанк

Срок подачи заявления на рефинансирование валютного займа заканчивается 15 декабря – Нацбанк

Для оказания содействия ипотечным заёмщикам с 2015 года по поручению главы государства Национальным банком реализуется программа рефинансирования ипотечных займов, на которую выделено более 300 млрд тенге.

28 Ноябрь 2018 16:45 539

Срок подачи заявления на рефинансирование валютного займа заканчивается 15 декабря – Нацбанк

Фото: Максим Морозов

При этом банками второго уровня будет прощена задолженность заёмщиков на сумму более 156 млрд тенге. Выделенные в 2015 году 130 млрд тенге направлены на рефинансирование займов, выданных банками в период с 2004 по 2009 год и обеспеченных единственным жильём, сообщает пресс-служба Нацбанка в среду, 28 ноября.

«Рефинансированию подлежит остаток основного долга займа за вычетом ранее капитализированных сумм по ставке не более трёх процентов годовых. При рефинансировании займа отдельные банки, учитывая социальное и финансовое положение заёмщика, предлагают улучшающие условия в виде снижения ставки вознаграждения, предоставления льготного периода погашения займа, увеличение срока займа и так далее», – сообщил начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка Казахстана Александр Терентьев, слова которого приводятся в информации.

В целях облегчения долговой нагрузки задолженность заёмщика по вознаграждению, неустойке (пени), комиссии подлежит прощению банками. При этом программа не предусматривает полного списания всего долга заёмщика.

А. Терентьев акцентировал внимание на том, что на 1 ноября 2018 года благодаря программе более 25000 казахстанских семей смогли сохранить своё единственное жильё и значительно снизить долговую нагрузку, в некоторых случаях более чем на 40%.  

«С учётом револьверного механизма освоения денег количество рефинансированных займов до 2026 года может составить около 40 тысяч», – сказал А. Терентьев.

«За счёт средств Национального банка списана задолженность заёмщиков, относящихся к категории СУСН, по суммам государственных пошлин на 400 миллионов тенге, а также курсовая разница по проблемным валютным займам на сумму 14,6 миллиарда тенге. Банками прощена задолженность по вознаграждению, пене (неустойке) и комиссиям на сумму порядка 20 миллиардов тенге», – отметил начальник управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка Казахстана.

В настоящее время в рамках программы осуществляется рефинансирование ипотечных займов физических лиц, выданных в иностранной валюте до 1 января 2016 года. Валютные займы переводятся в тенге по курсу Национального банка на 18 августа 2015 года (188,35 тенге за доллар). Для заёмщиков, относящихся к категории СУСН, рефинансирование осуществляется по ставке вознаграждения 3% годовых.

Сумма курсовой разницы (около 156 млрд тенге) возмещается за счёт средств Национального банка, а задолженность заёмщиков по вознаграждению, комиссиям, неустойке на сумму более 136 млрд тенге списывается банками.

Программа дополнительно охватит порядка 22 тысяч валютных займов физических лиц.

«С учётом введённого 1 января 2016 года запрета на выдачу новых ипотечных займов в иностранной валюте физическим лицам, не имеющим доходов в ней, по итогам реализации программы в Казахстане будет полностью решён вопрос по валютным займам физических лиц, обеспеченных жилой недвижимостью», – подчеркнул А. Терентьев.

Он также акцентировал внимание на том, что срок подачи заявления на рефинансирование валютного займа заканчивается 15 декабря 2018 года, срок рефинансирования валютных займов банками истекает 30 декабря 2018 года.

«По инициативе Национального банка начиная с 2006 года приняты более 60 законодательных норм, направленных на повышение уровня защиты прав и интересов клиентов банков», – отметил начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Национального банка.

И напомнил о том, что в 2015 году принят большой блок беспрецедентных поправок, направленных на снижение долговой нагрузки заёмщиков, исключение в будущем зависимости обязательств заёмщиков от внешних факторов, обеспечение прозрачности банковских услуг.

«Для поддержки заёмщиков, относящихся к социально уязвимым слоям населения (далее – СУСН), в Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в текущем году внесены поправки в части предоставления банкам права в рамках программы сдавать в аренду жилище, перешедшее в собственность банков в результате обращения на него взыскания в связи с неисполнением заёмщиком обязательств по договору ипотечного займа. Данная законодательная норма начнёт работать после внесения соответствующего дополнения в программу», – разъяснил А. Терентьев.

Национальным банком в целях разработки условий передачи жилища в аренду проводится работа по созданию рабочей группы с участием заинтересованных государственных органов, политических партий, представителей банков второго уровня и руководителей общественных объединений. 

«После выработки условий в программу будут внесены соответствующие изменения и дополнения. Таким образом, государством предпринимаются беспрецедентные меры по поддержке ипотечных заёмщиков, которые в силу объективных обстоятельств оказались в сложной ситуации», – проинформировал Александр Терентьев.

В Нацбанке создали департамент по защите прав потребителей финансовых услуг

Его возглавил Александр Терентьев.    

31 Май 2019 15:03 1166

Фото: Максим Морозов

В мае 2019 года в Национальном банке произошли структурные изменения. На базе Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций создан департамент защиты прав потребителей финансовых услуг. Об этом сообщил Александр Терентьев.

«Основная задача нашего департамента – обеспечение надлежащего уровня защиты прав, законных интересов потребителей финансовых услуг и услуг микрофинансовых (МФО) организаций, коллекторских агентств, повышение финансовой грамотности населения. Мы продолжим активную работу в этом направлении, сосредоточившись на наших основных функциях. Это рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам предоставления финансовых услуг, услуг МФО и коллекторских агентств; выявление нарушений прав потребителей; предоставление правовой помощи гражданам по вопросам защиты их прав и интересов, обучение финансовой грамотности и многое другое», – написал Александр Терентьев в Facebook.

Директором назначен Александр Терентьев, заместитель директора департамента – Ксения Калиева.

Департамент состоит из четырех управлений. Управление развития системы защиты прав потребителей возглавила Мениса Хуснутдинова.

«Мениса является одним из разработчиков программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов), которая реализуется Национальным банком в Казахстане с 2015 года в соответствии с поручением Первого Президента – Елбасы. На реализацию данной программы Национальным банком выделено более 300 миллиардов тенге, при этом банками будет прощена задолженность заемщиков по вознаграждению, комиссии, неустойки на сумму более 180 миллиардов тенге», – напомнил Александр Терентьев.

Начальником управления повышения финансовой грамотности назначена Сауле Ынтыкбаева.

«Мы продолжаем реализацию интересных и познавательных проектов по повышению финансовой грамотности населения, в планах в том числе проведение обучающих лекций во всех регионах Казахстана. Подробнее о них расскажет Сауле Ынтыкбаева, которая перешла на новый уровень коммуникаций в должности начальника управления повышения финансовой грамотности», – сообщил директор департамента.

Начальником управления мониторинга финансовых продуктов стал Рустем Оспанкулов. Это управление осуществляет анализ условий финансовых продуктов, а также микрокредитов в целях недопущения норм, нарушающих права и интересы их потребителей и требования законодательства Республики Казахстан и многое другое.

Управление защиты прав потребителей рассматривает обращения юридических и физических лиц, предоставляет им правовую помощь, а также подготавливает проекты мер надзорного реагирования, ограниченных мер и иных мер воздействия к субъектам финансового рынка, микрофинансовым организациям, коллекторским агентствам, кредитным бюро и др.

В Нацбанке признали проблему зарегулированности банковского сектора

И предуперждают, что к вопросам выработки новых нормативов регулирования финсектора необходимо подходить очень аккуратно.

16 Ноябрь 2018 20:55 731

На сегодняшний день в Казахстане сформирована законодательная база, позволяющая в полной мере осуществлять защиту прав потребителей финансовых услуг. Об этом заявил начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешний коммуникаций Национального Банка Казахстана Александр Терентьев в ходе VIII Конгресса Финансистов Казахстана, передает в пятницу, 16 ноября, пресс-служба НБ РК.

По информации А.Терентьева, подавляющее большинство обращений в НБ РК касаются работы банковского сектора. Из числа всех рассмотренных за 5 лет обращений, количество обоснованных жалоб составило всего около 2%. "Большая часть их них по сути является отголосками проблем прошлых лет", - отметил представитель надзорного органа. 

"Сейчас мы видим, что наш банковский сектор, действительно, достаточно сильно зарегулирован. Мы можем бесконечно продолжать работу по законодательному ограничению действий субъектов финансового рынка. В результате чего, ужесточение регулирования без глубоко анализа регуляторного воздействия на рынок и его последующее развитие может привести к тому, что банки перестанут кредитовать, от чего потеряют как сами финансовые институты, так и потребители. В связи с чем к вопросам выработки новых нормативов регулирования финансового сектора необходимо подходить очень аккуратно", - сказал он.

Терентьев подчеркнул, что усилий одного регулятора недостаточно для повышения доверия к финансовому сектору. "Мы предлагаем банкам проводить серьезную преддоговорную работу, создавать «карты лояльности» для клиентов, содержащие конкретные пути урегулирования ситуаций клиентов, повышать свою ответственность перед потребителем и финансовую грамотность. Очень многих проблем с неплатежами по кредитам можно было бы избежать, если бы банки еще на этапе предоставления услуги профессионально консультировали своих потенциальных заемщиков обо всех имеющихся рисках", - резюмировал А.Терентьев.