Система построения агрострахования с господдержкой на пространстве СНГ впервые отдельным вопросом обсуждалась в рамках Межпарламентской ассамблеи стран СНГ по аграрной политике, природным ресурсам и экологии, участники договорились о необходимости гармонизации базовых подходов при организации поддержки сектора, сообщает Интерфакс со ссылкой на президента Национального союза агростраховщиков (НСА) Корнея Биждова.
"На заседании был обозначен приоритет темы организации агрострахования с господдержкой в аграрных секторах стран – участниц СНГ, чтобы системы в будущем могли корреспондироваться друг с другом, чтобы в перспективе можно было начать организацию межгосударственного перестрахования рисков сельскохозяйственной отрасли, – пояснил он.
Сообщение о состоявшейся встрече размещено на официальном сайте российского Минсельхоза. Заседание комиссии провёл заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов. В заседании приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, отмечается в сообщении ведомства.
"На всём постсоветском пространстве нет единой модели субсидируемого с участием государства агрострахования. Каждая страна пробует применить свои варианты, но ни одной реализация такой задачи вполне не удалась. В России с 2012 года начала было выстраиваться национальная система субсидирумого агрострахования, пока всё не оборвалось с переходом на "единую субсидию" в сельском хозяйстве в 2017 году. В результате доля охвата застрахованных посевов на условиях господдержки снизилась с 12 до двух процентов, теперь ставится задача выхода из кризиса, правительство ставит задачу достижения потерянного рубежа охвата страхованием посевных площадей в 12 процентов в ближайшие годы. В России по закону реализуется модель мультирискового страхования, страховой защитой обеспечены по закону растениеводы, садоводы, животноводы, начинается страхование аквакультур", – сказал глава НСА.
НЕТ ИДЕАЛА
По словам главы НСА, "попытка Казахстана построить систему господдержки в страховании сельского хозяйства оказалась неуспешной, и это признаётся на государственном уровне".
"Закон о господдержке в агростраховании поначалу имел обязательный характер, к этой деятельности были допущены общества взаимного страхования (ОВС). В результате вместо страховой защиты была развёрнута система нецелевого освоения бюджетных средств на территории страны, к страхованию это отношения не имело. Теперь Казахстан начал внедрять модель, немного похожую на нашу, немного – на турецкую. Отмечу, что во всех таких госпрограммах всех стран страхуется риск недобора урожая. Потери от гибели урожая способны подорвать финансовую устойчивость отдельных хозяйств и всего сельзхозсектора в целом. Сейчас в Казахстане разрабатывается новый закон, это обсуждалось в ходе заседания ассамблеи, коллеги заинтересованы в анализе российского опыта", – отметил К. Биждов.
В Армении агрострахование с господдержкой только создаётся, продолжил президент НСА:
"Страна пытается строить модель, похожую на турецкую. Это означает создание пуловой системы, где риски принимаются на условиях сострахования и перестрахования. Все агростраховщики выступают агентами и передают риски в эту пуловую емкость".
"В свою очередь, в Белоруссии система господдержки агрострахования похожа на действовавшую в СССР. У них действует обязательное страхование сельхозрисков и уровень госсубсидирования в премиях – 95 процентов. При этом ровно 95 процентов составляет уровень ежегодных выплат. Таким образом, правильнее говорить не о страховании, а о бюджетной поддержке агросектора через канал страхования. Согласно правилам ВТО, затраты на страхование относятся к так называемой жёлтой корзине, то есть государство может выделять на агрострахование средства без ограничения. Такую систему проведения платежей бюджета через страхование невозможно признать классическим страхованием, теперь Белоруссия ставит вопрос о построении системы реальной страховой защиты урожая", – добавил глава НСА.
"В рамках ассамблеи представители стран СНГ только начали обсуждать вопрос выравнивания базовых подходов в агростраховании с господдержкой. Если мы говорим о создании единого экономического пространства, логично странам-участницам учитывать успешный опыт и ошибки при реализации тех или иных моделей стран-партнёров, с тем чтобы межгосударственное взаимодействие сельхозпроизводителей не встречало необоснованных препятствий. При этом у каждой страны остаётся возможность создавать свою национальную систему агрострахования с господдержкой, делиться с коллегами успехами и особенностями таких "внедрений". Обсуждение темы агрострахования в рамках Межпарламентской ассамблеи стран СНГ по аграрной политике впредь будет регулярным", – полагает К. Биждов.