По словам председателя Высшей аудиторской палаты Натальи Годуновой, даже при финансовой обеспеченности сдерживающими факторами при реализации инфраструктурных проектов зачастую являются некачественное проектирование и ненадлежащее исполнение подрядчиками договорных обязательств, передает inbusiness.kz.
"К примеру, всем известный проект по строительству ТЭЦ-3 в городе Астане реализуется с 2011 года и на момент аудита подтверждено выполнение работ всего на 64% (вместо заявленных акиматом 83%). При этом отмечается удорожание проекта на 40 с лишним процентов. Также имеются факты превышения тепловой нагрузки над имеющимися мощностями источников энергии. К примеру, за 2021-2022 годы при наличии дефицита мощностей энергоисточников города на подключение к тепловым сетям, АО "Астана-Теплотранзит" выданы технические условия на подключение к центральному отоплению 730 юридическим и 360 физическим лицам", - сказала она.
В дальнейшем это повлекло рост дисбаланса между располагаемой мощностью и нагрузкой потребителей в 2023 году с дефицитом в 403,9 Гкал/ч., и, соответственно, - риск необеспечения качественной тепловой энергии, отметила Годунова.
"В этой связи, важно обеспечить увязку жилищного строительства городов с действующими мощностями инженерной инфраструктуры с учетом растущей нагрузки. Если говорить в целом по столице, то отмечается аффилированность компаний, занимающихся разработкой ПСД, строительством и пусконаладочными работами по 7 проектам на 178 млрд тенге, в том числе и по проекту ТЭЦ-3. Данный факт фиксировался Счетным комитетом еще в 2017 году", - напомнила она.
Не соблюдаются сроки продолжительности строительства, определенные в заключении госэкспертизы, добавила глава палаты.
"Например, продолжительность реализации проекта "Расширение ТЭЦ-2 города Астаны" рассчитана на 7,5 лет. Реконструкция данного объекта осуществляется с 2009 года и должна была завершиться в 2016 году. Однако с учетом всех продлений завершение планируется к концу текущего года (более 13 лет). По завершению строительства объекты не принимаются эксплуатирующей организацией под различными предлогами, а по факту – во избежание увеличения налоговых обязательств. Только по городу Астана 14 таких объектов на 30 млрд тенге", - подчеркнула глава палаты.
Для повышения инвестиционной привлекательности рекомендовано внесение изменений в Налоговый кодекс в части сокращения ставки налога на имущество по объектам теплоснабжения по аналогии с объектами питьевого водоснабжения - с 1,5% до 0,1% от среднегодовой балансовой стоимости, чтобы избежать такой ситуации.
Читайте по теме:
Годунова предлагает штрафовать акимов и их замов за срыв подготовки к отопительному сезону