Аким ЗКО Гали Искалиев заверил народных избранников, что вопрос с дефицитом битума должен разрешиться – АО "КазАвтоЖол" уже в этом году намерено наладить поставки недостающих объемов битума из России. Относительно низких мощностей местных дорожных компаний глава региона заявил, что не исключает того, что трассу в Атырау будут строить не казахстанские, а российские компании, передает корреспондент inbusiness.kz.
Вопрос о том, какова судьба проекта по реконструкции трассы Уральск-Атырау, депутаты задали акиму ЗКО Гали Искалиеву во время его отчетной встречи.
"Планировалась реконструкция трассы Уральск-Атырау – есть сообщение из "КазАвтоЖол", что данный проект приостановят из-за того, что в ЗКО не хватает инфраструктуры для такого масштабного строительства. Якобы, если начнется строительство этой дороги, тоо все мощности области уйдут именно на эту дорогу, а другие трассы останутся без ремонта. Так ли это?" – уточнил у главы региона депутат Аскар Мергалиев. Он же предложил уже с начала 2023 года начать строить железнодорожные пути, дополнительные базы для хранения строительных материалов, чтобы реализация проекта была начата в 2024 году.
Аким ЗКО Гали Искалиев поддержал это предложение по строительству инфраструктуры и заявил, что относительно подрядчиков местные власти не исключают привлечение в такой масштабный проект иностранных строительных компаний со своей дорожной техникой, возможно, из России.
"Проект большой и важный. По железной дороге вряд ли вопрос со строительством новых веток мы сумеем решить. А вот инфраструктуру, подрядчиков – эти вопросы решить мы можем. Сейчас проектирование по проекту реконструкции трассы Уральск-Атырау не прекратилось, оно идет. Правда, более медленными темпами. Деньги выделены – проект будет. Если казахстанские компании не смогут реализовать проект по строительству трассы Уральск-Атырау, мы будем искать иностранные компании", – заключил Гали Искалиев.
Заместитель акима ЗКО ТемирханМендыгалиев пояснил, что технически проект строительства Атырауской трассы достаточно сложный. Будет возведена дорога 1 категории, на которую понадобится большой объем строительных материалов. К примеру, на 100 километров автодороги понадобится до 2 млн тонн щебня, это практически вдвое больше годового объема дорожного материала, который необходим местным дорожным компаниям.
"Все остальные проекты по ремонту дорог в области остановятся, если мы начнем строительство трассы Уральск-Атырау – это 333 километра автодороги. Нам следует подумать: стоит ли нам давить на этот проект, если проезд по этой трассе не затруднен, асфальтовая дорога есть, уровень безопасности соответствует нормам. У нас есть районы, в которых дороги в сезон дождей вообще непроходимые, проехать ни на каком транспорте там невозможно. Они не имеют связи с областным центром из-за плохих дорог. Сейчас мы реализуем проект по реконструкции автодороги Подстепное-Федоровка- граница РФ протяженностью 144 км. Считаю, что если мы будем кидаться на все дорожные проекты, то с учетом дефицита битума, вагонов для перевозки щебня, однозначно не сумеем реализовать ни один из них", – заключил Темирхан Мендыгалиев.
Анвар Агаев, депутат областного маслихата, директор дорожной компании ТОО "Аксайбизнесстрой" пояснил, что пытался самостоятельно решить проблему с острой нехваткой битума при строительстве дорог. Летал в Актау. Встречался с руководством "КаражанбасМунай", планировал заключить напрямую договор о поставке битума. Но там ему объяснили, что АО "КазАвтоЖол" должно включить западноказахстанские компании в свою заявку на отпуск битума.
"Мы строим областные, городские, районные дороги. "КазАвтоЖол" не имеет к нам никакого отношения – они отвечают за строительство республиканских дорог. В итоге никакого соглашения об отпуске битума мы не достигли. Ни в какую свою заявку "КазАвтоЖол" нас включить не может, – пояснил Анвар Агаев суть проблемы. – Все мы знаем, что не только по наше области, но и в целом по республике сейчас острый дефицит битума. У нас осталось всего две недели, и дорожный сезон закончится. С 1 ноября битум нам уже не будет нужен. Но он понадобится нам в следующем году. Я говорил об этом заместителю акима области Темирхану Мендыгалиеву. Пожалуйста, помоги нам – акимат области, управление автодорог. Если есть возможность, включите нас в заявку "КазАвтоЖола" на отпуск нам битума если не в этом году, то в начале следующего года. Еще есть предложение. Актауский битумный завод продолжают работать и зимой – у нас есть резервуары для битума объемом до 2 тысяч тонн, которые мы можем заполнить в январе-феврале, чтобы весной начать строить дороги. Рассмотрите возможность выделения денег на то, чтобы мы могли закупить битум зимой".
Агаев также остановился на проблеме нехватки железнодорожных вагонов для доставки щебня из Актобе во время строительного сезона. Премьер-министр дал приказ, чтобы 1000 вагонов обслуживали непосредственно во время сезона дорожного строительства. Но, по словам Агаева, к сожалению, этих вагонов дорожные компании так и не увидели.
"Сейчас мы не можем заказать в Актобе ни одного вагона щебня – до 25 октября их нет. Июль, август, сентябрь мы работали с перебоями, но продолжали выплачивать людям зарплату. Сейчас идут разговоры, что неосвоенные при ремонте дорог деньги у нас заберут – на следующий год, скорее всего, по всем проектам понадобятся корректировки. Уйдет время. Мы предлагаем оставить недоосвоенные деньги по проектам компаниям, чтобы зимой мы могли закупить недостающий материал, и весной уже завершить дорожные работы", – высказался Анвар Агаев.
Аким ЗКО Гали Искалиев признал, что проблемы дорожной отрасли ему известны – дефицит битума, вагонов сейчас очень остро стоят по всей стране.
"Я не знаю, чем вызвано предложение "КаражанбасМуная" включить объемы битума на местные дороги в заявку ""КазАвтоЖола". Мы уточним этот вопрос. Если от нас нужно письмо на битумный завод, мы готовы это письмо подготовить и направить в дирекцию "КаражанбасМуная". По тем недоосвоенным суммам, которые у дорожных компаний образовались в результате дефицита битума и щебня, мой заместитель Темирхан Мендыгалиев подготовит всю документацию, мы посмотрим по суммам, – пояснил глава ЗКО. – С руководством филиала "КазАвтоЖол" мы ведем сейчас переговоры по российскому битуму – они планируют делать закуп в России. Будем просить, чтобы они предоставили нам возможность закупить у них этот битум для строительства местных дорог – если успеют быстро привезти, то мы закупим у них этот битум для наших дорожных компаний".
Что касается заготовки стройматериалов для дорожного строительства на зиму, то Гали Искалиев пообещал, что совместно со своими заместителями рассмотрит вопрос о том. чтобы те деньги, которые есть у дорожников, направить на заготовку стройматериалов.