Судоходству грозит новый кризис на Ближнем Востоке

272

Ормузский пролив открыт, но суда избегают зону вооруженного конфликта. 

Судоходству грозит новый кризис на Ближнем Востоке Фото: pixabay.com

Ситуация на Ближнем Востоке, сопровождаемая ростом военной напряженности и угрозами для морской торговли, может втянуть глобальную судоходную отрасль в очередной кризис. Об этом предупреждают эксперты Windward - аналитической платформы, специализирующейся на анализе морских перевозок. Их последняя сводка указывает на ряд тревожных признаков в Ормузском проливе, Персидском заливе и Красном море, передает inbusiness.kz со ссылкой на Интерфакс.

Аналитики сообщают о ряде технических сбоев, участившихся в стратегическом Ормузском проливе. Управление морских торговых операций Великобритании (UKMTO) выпустило предупреждение о следующих нарушениях:

  • фальсификация сигналов AIS (автоматическая идентификационная система),
  • глушение сигналов GPS,
  • неисправности гирокомпасов.

"Все это было зафиксировано в Ормузском проливе и акватории Персидского залива. Провайдер Windward интерпретирует это как последствия электронной войны или действий, угрожающих безопасности судоходства", - сообщает информагентство.

На снимках, полученных платформой TankerTrackers, видно, что иранские танкеры начали отход с якорных стоянок у острова Харг и в Ассалуйе. Несмотря на то, что поставки нефти и мазута продолжаются, некоторые пустые танкеры покидают зону риска. Это сигнал о возможной перенастройке логистических схем из-за возросшей угрозы.

"Технически Ормузский пролив может оставаться открытым, но в совокупности эти события указывают на то, что судоходство может оказаться в еще одном кризисе - с учетом того, что риски, связанные с Красным морем и Россией, остаются высокими", - заявляют аналитики Windward.

Еще один тревожный индикатор - рост числа судов, стоящих на якоре в акватории Омана. За последние семь дней их количество удвоилось, достигнув рекордной отметки - 15 судов. Судовладельцы, по словам экспертов, выжидают: они ждут обновлений обстановки или рассматривают возможные изменения маршрутов. Особенно это касается направлений, проходящих рядом с Ормузским проливом и зонами ирано-израильского конфликта.

"Хотя пролив все еще официально открыт, заинтересованные стороны проявляют осторожность при входе в новую зону боевых действий", - подчеркивается в докладе Windward.

На фоне сохраняющихся угроз от йеменских хуситов, эксперты фиксируют новый антирекорд по числу "тёмных" танкеров - судов, отключивших AIS. За неделю, завершившуюся 15 июня, 85 танкеров перестали передавать сигналы местоположения. Это на 32,5% выше ожидаемых показателей и является самым высоким значением с начала наблюдений.

Аналитики связывают всплеск нарушений с уУгрозами возобновления атак со стороны хуситов, эскалацией ирано-израильского конфликта, и сторическим опытом, свидетельствующим о нестабильности в регионе.

Несмотря на то, что за последние шесть месяцев не было зафиксировано прямых атак на торговые суда, растущая неопределенность подталкивает судоходные компании к смене маршрутов или усилению мер безопасности.

В текущей обстановке особенно остро встает вопрос о транспортировке тяжелой сернистой нефти, экспортируемой из Персидского залива. По оценкам экспертов, многие танкеры уже отплыли до 13 июня без положений в чартерных договорах, позволяющих изменять маршруты - например, через мыс Доброй Надежды. Это может осложнить логистику и увеличить затраты.

"Похоже, консенсус заключается в том, что Ормузский пролив останется открытым. Но если риски для судов, аффилированных с западными компаниями, возрастут, то они начнут избегать регион", - добавляют в Windward.

Дополнительные сложности могут возникнуть в связи с изменением страховых премий и рисков. Кроме того, аналитики задаются вопросом: если геополитическая напряженность сохранится, предпримет ли Евросоюз меры по смягчению потолка цен на российскую нефть, чтобы удержать мировые цены в допустимом диапазоне?

Рынок также следит за реакцией альтернативных экспортеров нефти — таких как Мексика, Бразилия и Колумбия. Если транзит через Ближний Восток станет рискованным, поставки из этих стран могут резко вырасти, как в объемах, так и в значении для мировой энергетической безопасности.

Читайте по теме:

Дипмиссия США и ядерный объект в Иране: Израиль и Иран продолжают обмен ударами

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться