/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 20 947,78 Hang Seng 23 076,46
FTSE 100 5 454,57 РТС 987,75
KASE 2 212,62 Brent 25,60
Сулейменов озвучил предложения по реформированию финансового рынка РК

Сулейменов озвучил предложения по реформированию финансового рынка РК

Министр национальной экономики предлагает активнее вовлекать к участию на фондовом рынке физических лиц. 

16 Ноябрь 2018 17:10 834

Сулейменов озвучил предложения по реформированию финансового рынка РК

Фото: primeminister.kz

По данным МНЭ РК, в Казахстане всего 0,6% населения инвестируют на рынке ценных бумаг. Для сравнения: в развитых странах – 40%, в Индии – 1,5%, в Китае – 10% в России – 8% жителей страны. В связи с этим министр экономического развития РК Тимур Сулейменов внёс пять предложений для реформирования финансового рынка Казахстана. Об этом министр заявил на VIII Конгрессе финансистов Казахстана, передаёт в пятницу, 16 ноября, пресс-служба МНЭ РК.

"За 10 месяцев 2018 года биржевой оборот составил 106 триллионов тенге. Львиная доля оборота приходится на ГЦБ или акции субъектов квазигосударственного сектора", – сказал Т. Сулейменов, почеркнув при этом "недостаток стратегических инвесторов" на рынке, комментируя уровень спроса на бумаги. 

Министр, в частности, напомнил о новых мерах стимулирования фондового рынка путём 50% субсидирования купона по облигациям.

"С августа до 50 процентов мы готовы субсидировать, в случае если ставка купонная не превышает базовой ставки плюс пять процентов. Мы надеемся, что те, кто попадают на KASE, примерно в этот диапазон должны вписываться", – сказал министр.

И предложил пять направлений реформ национального финансового рынка с целью его оживления.

Во-первых, Сулейменов предлагает привлекать к приватизации казахстанских компаний физических лиц не только путём IPO. "Считаю что приватизация, которую проводит правительство, должна быть направлена не только на стратегических инвесторов, но и на розничных инвесторов в том числе. Это не должно быть народное IPO в понимании 2012-2014 годов, но, тем не менее, какой-то пакет акций наших стратегических активов должен быть предложен на внутреннем рынке казахстанскому розничному инвестору. Я думаю, к тем 100 тысячам розничных инвесторов, которые сейчас имеются, добавятся как минимум столько же, если мы правильно к этому подойдём", – сказал министр.

Во-вторых, Сулейменов считает, что стоимость кредитов в будущем будет только расти, поэтому беззалоговые механизмы привлечения средств будут особенно актуальны.

"Необходимо повышать финансовую грамотность. Мы должны показывать и финансовую, и коммерческую привлекательность. Можно долго говорить, правильный риск-ориентированный надзор или нет, правильно ли движение в сторону Basel 3 или нет. Но это факт  регулятор придерживается этого, это его право, он независим. Регулирование будет ужесточаться, это означает, что в общем и в целом, скорее всего, стоимость кредита будет расти. Поэтому альтернативный механизм, такой как IPO, выпуск облигаций, где нет залогов, вполне живой, вполне реализуемый и практичный с коммерческой точки зрения",  пояснил Сулейменов.

В-третьих, экономист считает, что все предприятия в форме акционерных обществ должны выступать эмитентами ценных бумаг. 

"Требования к АО мы должны повышать. Корпоративное управление и в целом то, что АО налагает требование быть корпорацией и иметь акции не только у себя в полном владении, но и торговать ими. Мы должны продолжать в этом направлении", – заявил глава МНЭ.

В-четвёртых, по мнению Сулейменова, необходимо обеспечить доступ частных компаний к управлению активами ЕНПФ. 

"Появление нескольких, помимо банков, стратегических долгосрочных инвесторов, на мой взгляд, является инструментальным, для того чтобы рынок заработал",  считает министр.

И наконец, министр призывает "определиться с KASE и МФЦА". "Нам придётся на непростой вопрос ответить: как будут две биржи у нас жить, как они будут друг с другом, возможно, конкурировать, возможно, делить наши рынки. Но без решения этого вопроса нам на системной основе, конечно, будет сложно рынок сложных бумаг в Казахстане развивать в целом и будет тяжело ожидать его хорошей практической отдачи для национальной экономики",  заключил Сулейменов.

 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Госзакупки для бизнеса: какие реформы планирует проводить Минфин?

Как решить проблему завышенной стоимости товаров и услуг?

02 Март 2020 23:37 1317

Госзакупки для бизнеса: какие реформы планирует проводить Минфин?

Когда в Казахстане внедрят централизацию госзакупок?

В Казахстане приняты поправки, предусматривающие создание агентства по регулированию финансового рынка

Основной целью проекта является выработка концептуальных подходов по разделению регуляторных, контрольных и надзорных функций за финансовым рынком, ограничению рисков потребительского кредитования.

04 Июль 2019 17:46 1067

В Казахстане приняты поправки, предусматривающие создание агентства по регулированию финансового рынка

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в четверг подписал закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения", сообщил Интерфакс-Казахстан со ссылкой на пресс-службу казахстанского лидера. 
Основной целью проекта является выработка концептуальных подходов по разделению регуляторных, контрольных и надзорных функций за финансовым рынком, ограничению рисков потребительского кредитования.
Законом функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей предлагается передать в новый государственный орган, непосредственно подотчетный президенту Казахстана - агентство по регулированию и развитию финансовых рынков. Местом дислокации нового агентства будет Алматы.
Данная мера необходима для того, чтобы Нацбанк мог "сконцентрироваться на эффективности денежно-кредитной политики и реализации мер по контролю за инфляцией".
"Деятельность Национального банка и агентства будет тщательным образом скоординирована, в том числе, путем взаимного представительства в органах управления. Агентство будет финансироваться за счет республиканского бюджета. Система оплаты труда будет утверждаться правительством Республики Казахстан, а статус служащих будет аналогичен статусу служащих Национального банка", - сообщал ранее заместитель председателя Нацбанка Олег Смоляков.
В целях обеспечения финансовой стабильности Национальный банк и агентство будут осуществлять взаимодействие в рамках деятельности Совета по финансовойстабильности.
"Функции по регулированию и надзору за финансовыми рынками в целом будут закреплены за агентством. За Национальным банком сохранятся функции регулирования и надзора в отношении платежных организаций, небанковских обменных пунктов, инкассаторских компаний", - отмечал зампред.
Второе направление - устранение регуляторного арбитража и системных проблем на рынке потребительского кредитования.
По данным Нацбанка, на сегодня потребительские займы имеют порядка 5 млн человек. Их общая задолженность превышает 4 трлн тенге. Задолженность каждого заемщика в среднем составляет 800 тыс. тенге. Наиболее активный прирост портфеля потребительских кредитов наблюдается в нерегулируемом секторе - это онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды. В то же время увеличивается закредитованность граждан, нарушаются интересы заемщиков со стороны нерегулируемых субъектов, безответственно кредитуются социально-уязвимые слои населения.
"Для решения указанных проблем предлагается расширить периметр регулирования надзорного органа, включив в него всех субъектов кредитования. Предлагаемые подходы предусматривают введение дифференцированной системы регулирования небанковских кредитных организаций", - отмечал Смоляков.
Любая деятельность по предоставлению займов гражданам Казахстана будет полностью под регулированием нового надзорного органа. Кредитная деятельностькредитных товариществ, ломбардов, микрофинансовых организаций (в том числе онлайн-кредиторов), будет определена как микрофинансовая деятельность на базе действующего закона "О микрофинасовых организациях".
Ранее в Казахстане функционировало агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). В апреле 2011 года оно было упразднено, функции и полномочия госагентства были переданы Нацбанку.
Кроме того, законом предполагается перенос ввода всеобщего декларирования с 1 января 2020 года на 1 января 2021 год. На данном этапе декларированию будут подлежать лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги.
На втором этапе предусматривается первоначальное декларирование работников государственных учреждений и их супругов, а также работников субъектов квазигосударственного сектора и их супругов. На третьем этапе предусматривается декларирование руководителей учреждений и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов с 1 января 2024 года. Полный переход на всеобщее декларирование всех категорий населения планируется осуществить с 1 января 2025 года.
Поправками также предусматривается списание пеней физическим лицам по налоговым обязательствам за налоговые периоды до 1 января 2019 года при условии погашения до конца 2019 года основного долга.
Текст закона публикуется в печати.

Подписка на новости: