5 декабря в Берлине состоялась презентация 10 лучших стартапов, отобранных из сотни претендентов из 68 разных стран. Стартапы, допущенные к декабрьской презентации, прошли 13-недельную школу SAP.iO Foundry на базе Techstars Accelerator.
SAP.iO Foundries – это стартап-программа SAP, призванная помочь начинающим командам разработчиков развивать технологии, которые в результате принесут пользу клиентам SAP. Сегодня SAP.iO Foundries базируется в пяти хабах по всему миру, включая Берлин, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Париж и Тель-Авив. Официально эта стартап-программа была запущена в начале 2017 года и на сегодняшний день "прокачала" и выпустила почти 100 команд.
Берлинский хаб SAP.iO Foundry фокусируется на стартапах, которые специализируются на машинном обучении, искусственном интеллекте и инклюзивном предпринимательстве. Алекса Горман, старший вице-президент SAP.iO Foundries объясняет:
"Все наши стартапы базируются на инновационных технологиях, но при этом все они разные и предлагают разные решения, в которых наши клиенты очень нуждаются" .
10 отобранных стартапов, представленных на берлинской презентации, намерены решать разные бизнес-задачи: от оптимизации процесса составления распорядков дня до автоматизации повторяющихся действий, которые пользователь совершает в Интернете. Однако большая часть стартапов, а именно семь из 10, являются в той или иной степени маркетинговыми инструментами. Один из примеров – стартап SegmentStream, которым уже пользуются некоторые казахстанские представители e-commerce. Это первый стартап из региона СНГ, попавший в акселератор SAP.
История одного стартапа
"Золотую" жилу, а вернее, брешь в маркетинговых стратегиях, Павел Петринич почувствовал ещё в 20 лет, когда начинал работать в маркетинге в Беларуси. Он закупал рекламу для ведущего разработчика мобильных игр. Павел видел, что на маркетинг тратятся большие бюджеты, но при этом процент конверсий был очень низкий – примерно 1-2% от общего числа посетителей сайта совершали покупки. Молодой маркетолог подумал, что процент конверсий можно было бы повысить, если попробовать видоизменять сайт для разных категорий людей.
Он представил свою идею разработчику Константину, и в 2014 году они вместе запустили первый продукт, называемый Driveback – платформу персонализации сайта, которая анализировала посетителей и меняла сайт для разной аудитории. Продукт действительно помог повысить конверсии, а значит, и вырастить оборот компаниям.
Но возникла другая проблема, для всех потенциальных клиентов подключение маркетинговых сервисов (в том числе и Driveback) занимало большое количество времени разработчиков. И они подумали, что смогут предложить интернет-магазинам решение, которое позволит им подключать сотни разных маркетинговых сервисов очень быстро и надёжно. Так и родилась идея DigitalDataManager.
Для решения проблемы со скоростью Павел с Константином разработали второй продукт, который позволял бы быстро и надёжно подключать маркетинговые сервисы без привлечения разработчиков. Продукт назвали DigitalDataManager или SegmentStream (бренд для западного рынка).
Это решение очень скоро было высоко оценено бизнесом. Оно позволяло маркетологам, не теряя времени на ожидание внедрения изменений, сфокусироваться только на маркетинге, постоянно пробуя, тестируя и видоизменяя сайт.
Автоматизация интеграций – не единственное преимущество стартапа. Второе направление продукта SegmentStream – повышение эффективности подключенных маркетинговых сервисов при помощи технологий машинного обучения. Так, например, при помощи анализа данных и предсказания будущего поведения пользователей клиенты SegmentStream могут значительно повысить эффективность своих рекламных кампаний.
Летом 2017 года ребята выпустили на рынок коммерческую версию своего продукта, которой на текущий момент пользуются 34 крупнейшие компании в сфере интернет-торговли в СНГ. Среди клиентов продукта такие казахстанские компании, как Kaspi, Krisha, Kolesa и Market.
После успешного пилотирования проекта на территории СНГ Павел и Константин решили запустить свой продукт на глобальном рынке, начав с освоения какой-нибудь европейской страны. Однако сделать это самостоятельно, "в холодную" было бы недальновидно. Нужны были связи со знатоками международного рынка, которые помогли бы стартапу из СНГ масштабироваться правильно. Ребята решили пройти путь акселерации и подали заявку в стартап-программу берлинского SAP.iO Foundry.
Павел делится своими впечатлениями от процесса прохождения отбора:
"Было семь раундов, просто куча вопросов и скайп-сессий. В финальном раунде 14 членов жюри принимали конечное решение. В итоге из 1000 команд выбрали только 10".
Оказавшись в числе звёздной десятки, команда SegmentStream прошла интенсивный тренинг, который включал в себя обширную менторскую поддержку.
"За 13 недель каждая команда провела порядка 100 встреч. Менторами были как эксперты из SAP, так и сторонние специалисты. Одни менторы помогали им с автоматизационной частью, кто-то помогал с технической частью, кто-то с интерфейсом и капитализацией", – вспоминает Алекса Горман.
По словам Павла, "это был отличный нетворкинг, мы за короткое время получили выход на тех людей, на которых мы бы никогда не смогли получить выход другим путём. Я думаю, теперь, когда мы будем выходить на глобальный уровень, нам будет несложно привлечь инвестиции".
Сегодня команда находится на этапе исследования. План – самостоятельно сделать первые несколько продаж в Европе. Это позволит им понять, как у них пойдёт процесс, насколько продукт соответствует потребностям местных компаний, с чем они могут столкнуться при масштабировании стартапа. Однако, как только команда выйдет из этой стадии и будет отчётливо понимать, как, куда двигаться и сколько им на это необходимо ресурсов, Павел уверен, что проблем с капитализацией у них возникнуть не должно, так как у SegmentStream есть убедительный для инвесторов аргумент – пройденная школа акселератора SAP и Techstars.
Вместо заключения
Факт, что SegmentStream, как и большинство других стартапов SAPовской десятки, направлен на оптимизацию маркетинговых инструментов вполне закономерен. В современном мире глобальной конкуренции между компаниями и усиливающейся борьбы за внимание покупателя корректная и релевантная информация о нём становится новым "золотом". И выиграет эту гонку тот, кто лучше остальных поймёт своего потребителя. А значит, те инструменты, которые повысят уровень этого понимания, будут всегда в спросе у бизнеса.