Они выступили против введения платных дорог всех категорий на 18 участках и отказываются платить 25 тенге за километр – такую сумму предлагает оператор за 1 км дороги II и III категории.
"Мы поддерживаем введение платности на дорогах I категории и считаем, что необходимо предусмотреть систему скидок для транспортных компаний. Однако не стоит забывать, что по территории Казахстана осуществляются не только внутренние перевозки, но и транзит грузов из Китая и Центральной Азии, такие дороги склонны к быстрому износу из-за плотного потока машин. Что касается II и III категорий, мы считаем, что нужно пересматривать тарифы и вводить понижающие коэффициенты. Сейчас перевозчики не готовы платить 25 тенге за дорогу II и III категорий, которая не соответствует минимальным требованиям: качественное покрытие, отсутствие придорожного сервиса по всему маршруту следования", – отметил заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Талгат Темирханов, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на сайт НПП РК "Атамекен".
После встречи с водителями 30 мая представители Национальной палаты совместно с профильными ассоциациями выработали несколько предложений для решения возникшей ситуации. В НПП считают, что, в первую очередь, необходимо рассмотреть предложение бизнеса и пересчитать тариф. К примеру, по аналогии с российской системой "Платон". Система охватывает федеральные трассы и является альтернативой дорогам I категории. Стоимость такой дороги для грузового автотранспорта свыше 12 тонн составляет 2,34 рубля, или 13,6 тенге за 1 км.
Также в качестве альтернативы отраслевая ассоциация KAZLOGISTICS предложила снизить тариф до 9 тенге за 1 км с поэтапным поднятием на 4 тенге. В этом случае АО "НК "КазАвтоЖол" сможет ввести оплату дорог исключительно на отремонтированных участках. В качестве еще одного варианта предлагалось снизить тариф до 15 тенге и ввести его после сдачи в эксплуатацию всего участка дороги. К примеру, пока трасса Костанай – Нур-Султан не будет полностью завершена, она останется бесплатной.
20 мая в АО "КазАвтоЖол" заявили, что с июня в Казахстане станут платными почти 20 участков республиканских трасс общей протяженностью 5,8 тыс. км. Это участки: Шымкент – граница Узбекистана, Уральск – граница РФ (Саратов), Уральск – граница РФ (Самара), граница РФ (Оренбург) – Актобе, Щучинск – Петропавловск, Шымкент – Кызылорда, Шымкент – Тараз, Тараз – Кайнар, Капшагай – Талдыкорган, Карабутак – Кызылорда, Ақтобе – Уральск, Атырау – Бейнеу – граница Узбекистана, Актау – Бейнеу, Костанай – граница РФ (Троицк), Нур-Султан – Костанай, Павлодар – граница РФ (Омск), Нур-Султан – Павлодар, Павлодар – Семей – Калбатау.
На сегодня в Казахстане действует 682 км платных дорог. Два месяца назад НПП "Атамекен" заявляла, что предложенные тарифы приведут к удорожанию перевозимых продуктов и товаров для населения, а также станут нагрузкой на предпринимателей и казахстанцев.