Типовые договоры госзакупок носят кабальный характер для поставщиков товаров – Рустам Журсунов

1258

Действующая система госзакупок в Казахстане несовершенна и требует доработок — сейчас она построена на принципе цены, а не качества. В итоге заказчик и подрядчик попадают в ловушку "экономической неэффективности сделки".

Типовые договоры госзакупок носят кабальный характер для поставщиков товаров – Рустам Журсунов

С предложениями о том, как усовершенствовать модель госзакупок, на республиканской конференции выступил заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Рустам Журсунов. Об этом сообщается на сайте НПП РК "Атамекен" в пятницу, 30 ноября.

Конференция на тему "Профилактика коррупционных проявлений и формирование антикоррупционной культуры в автодорожной сфере" проходит в Костанае.

"Одна из главных проблем – пороги демпинга. Ярким примером является сфера строительства, где происходит снижение стоимости, несмотря на законодательно установленные тарифы. Принятые в 2015 году антидемпинговые меры дали обратный эффект и позволили недобросовестным поставщикам искусственно занижать цену. В итоге такие действия приводят к ухудшению качества работ, срыву сроков выполнения заказа, использованию различных серых схем, растрате бюджетных средств. В этой связи Национальной палатой внесены предложения о пересмотре минимальных порогов демпинга. Мы предлагаем их установить на уровне закона о госзакупках", – считает Рустам Журсунов, слова которого приводятся в информации.

Ещё одна проблема – значительное преобладание закупок из одного источника. Это нарушение принципов равных возможностей и добросовестной конкуренции, считает Рустам Журсунов. По состоянию на 1 октября 2018 года в Казахстане этим способом проведено около 2,5 млн закупок на общую сумму 2,6 трлн тенге, что составляет 73% от общего объёма закупок. В связи с этим Национальная палата поддержала предложение депутатов: если конкурс не состоялся, то закупки из одного источника не проводятся.

"К субподрядчикам должны предъявляться такие же требования, как и к основным поставщикам, – убеждён Рустам Журсунов. – Это распространённая международная практика, в частности в нефтегазовом секторе. Отчёты поставщиков должны включать и проведённую работу их субподрядных организаций".

Одним из путей решения системных проблем Рустам Журсунов считает внедрение предварительного квалификационного отбора, который в госзакупках до сих пор не проводится. И это несмотря на то, что система ПКО была введена в действие ещё в 2016 году и успешно применяется в фонде "Самрук-Казына". С фондом "Самрук-Казына" уже достигнута договорённость о делегировании Нацпалате функций по проведению аудита компаний в рамках ПКО. Планируется выработать общие подходы к механизму ПКО с учётом потребностей заказчиков и текущего статуса производственных предприятий.

"Основная задача – это снижение нагрузки на бизнес за счёт единообразного подхода к оценке качества, ресурсов и потенциала поставщиков, – считает Рустам Журсунов. – В рамках законопроекта Нацпалатой внесены предложения по интеграции информационных систем для формирования единой точки доступа по закупкам. Уже начата реализация проекта "Единое окно закупок" на базе ТОО "Центр мониторинга и экспертизы рынка".

Этот портал позволяет в одном окне рассмотреть пять закупочных площадок. Потенциальные поставщики могут получить всю необходимую им информацию по интересующим закупкам в разрезе отраслей, регионов, цен и объёмов. Система позволяет видеть коридор цен, а также выявлять зоны риска с конкретными товарами и организаторами закупок.

В целом, по мнению Рустама Журсунова, текущая практика госзакупок в Казахстане противоречит международной. Выбор потенциального поставщика, ориентированный на низкую цену, влечёт проблемы как для поставщика, так и для заказчиков.

Между тем в странах Евросоюза основная масса контрактов заключается не на основе критерия цены. Победителем считается не тот поставщик, который предложил наименьшую стоимость, а тот, который набрал наиболее высокий балл согласно модели оценки (Scoring Model).

Национальная палата планирует провести глубокое исследование законодательства зарубежных стран с целью оценки возможности их применения в Казахстане.

В завершение совещания для совместной реализации Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции была подписана дорожная карта между НПП РК "Атамекен" и АО "НК "КазАвтоЖол". В рамках дорожной карты "КазАвтоЖол" возьмёт на себя добровольные обязательства по внедрению антикоррупционных механизмов, стандартов корпоративного управления, кодексов корпоративной этики и лучшей практики закупок.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться