Бизнесмены пожаловались на то, что в связи с простоем транспортных средств и расходами по хранению скоропортящейся продукции, которая приходит в негодность, несут серьёзные убытки, передает корреспондент inbusiness.kz.
Пути решения проблем, как информировала пресс-служба Палаты предпринимателей ВКО, прорабатывали на видеоконференции с участием сотрудников Департамента таможенного администрирования НПП "Атамекен", Ситуационного центра, Центра электронного декларирования Комитета государственных доходов РК, таможенного поста "Бахты" и участников внешнеэкономической деятельности из Урджарского района.
Индивидуальный предприниматель Айман Жакупова сообщила, что плату за растаможивание плодоовощной продукции приходится вносить в полном объеме, даже если часть ее уже испортилась и не подлежит реализации. В ходе длительного досмотра грузов предприниматели несут затраты на оплату труда грузчиков, а товар портится и каждый раз приходится выбрасывать по 2-3 тонны продуктов. Она считает , что можно ускорить таможенные процедуры путем внедрения системы предварительного информирования таможенных органов, как это делается в странах Европы и России.
Представители ИП "Айгера", "Манас" и "Ахметжан" заявили, что их фуры постоянно попадают в "красный коридор" и подвергаются досмотру, хотя на руках у них имеются все необходимые документы. При этом таможенники небрежно обходятся с товаром, вынимают его из ящиков и разбрасывают, что тоже приводит к порче продукции.
Представители НПП "Атамекен" попросили налоговиков разъяснить, каков порядок действий предпринимателей на таможне, какие документы необходимо иметь для прохождения таможенной очистки, какими могут быть основания для досмотра и в каком случае объявляется "красный коридор", почему склады временного хранения не оборудованы должным образом, почему на таможенном посту все время выходит из строя рентген-оборудование и почему предприниматели из-за этого должны подвергать простою и порче свой товар.
Заместитель Центра электронного декларирования КГД РК Серик Жанайдаров отметил, что на сегодня действует пять профилей риска, которые срабатывают на скоропортящуюся продукцию. Полный досмотр, по его словам, проводится в тех случаях, когда оборудование не функционирует, а инспекцией транспортного контроля выставлена отметка "под подозрением". На вопрос, почему досмотру подвергаются одни и те же компании, госслужащий ответил, что в их системе управления рисками есть коэффициент налоговой нагрузки, где не все может быть в надлежащем состоянии, также могут быть зафиксированы иные нарушения законодательства, но человеческий фактор исключен, так как система автоматизирована.
"Любая компания может быть проверена, такие права у таможенных органов есть. Вот это мы должны понимать. Проверять будут, но, пожалуйста, проверку делать корректно, не портить груз! Давайте мы какие-то правила выработаем: если повреждаете груз – обязательно составляйте акт, что таможенники повредили груз, чтобы завтра можно было что-то возместить, чтобы можно было по суду какие-то претензии выставить за неправомерные действия", – предложила директор Департамента таможенного администрирования НПП "Атамекен" Дина Мамашева.
Заместитель руководителя таможенного поста "Бахты" Серикбек Тюлебаев признал наличие проблем, связанных с ввозом плодоовощной продукции. Он сообщил, что по данным вопросам постоянно проводятся встречи с участниками внешнеэкономической деятельности.
Всего, по его данным, с начала текущего года предпринимателями на посту подано 825 деклараций на плодоовощную продукцию, при этом проведено 112 таможенных осмотров, то есть 13,5%.
"Это по сравнению с прошлыми годами у нас наблюдается спад. Что касается порчи товара, то мы знаем, что есть межгосударственные стандарты хранения и транспортировки плодоовощной продукции, но таких условий у нас на СВХ ТОО "Евротранзит терминал", расположенного на территории пункта пропуска, нет. Об этом знает Департамент, об этом знает Комитет госдоходов, правоохранительные органы. Данное требование доведено до владельца СВХ", – пояснил Серикбек Тюлебаев.
Он также проинформировал, что за 5 месяцев текущего года простой технических средств наружного контроля был зафиксирован в течение 13 рабочих дней по причине отсутствия обслуживания, что связано с несвоевременным проведением тендеров.
"Комитетом госдоходов с 18 мая внесены изменения в законодательство: в случае выхода из строя средств технического контроля, досмотр машин с плодоовощной продукцией мы не проводим", – поделился важной новостью представитель ТП "Бахты".
Кроме того, по его словам, на посту есть проблемы со связью и электроснабжением, однако в нынешнем году они будут решены. Планируется модернизация и техническое дооснащение пункта пропуска.
По итогам обсуждения принято решение о том, что в ближайшие дни Комитет госдоходов предоставит в НПП "Атамекен" перечень новых критериев для оценки степеней риска, уделив особое внимание перемещению скоропортящихся продуктов. А Нацпалата организует мероприятия по разъяснению данных изменений.
"Все эти проблемы на таможне у нас подтверждаются. Конечно, на внесение изменений требуются ресурсы и немало времени, тогда как потоки машин со скоропортом идут и продолжают идти, и проблемы предпринимателей с выбрасыванием тонн продукции из машин продолжаются. Будем надеяться, что мы услышаны – в "слышащем государстве" живем! Надеемся, что в ближайшие дни какие-то изменения будут", – резюмировала заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева.
Жанар Асылханова