Поэтому вести переговоры с японским брендом не имеет смысла. Наш корреспондент Atameken Business побеседовал с председателем независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым, чтобы узнать так ли это?
Cлова замминистра иностранных дел вызвали резонанс в социальных сетях. Многих пользователей казнета мягко говоря "удивило" мнение чиновника, о том, что Toyota в Казахстане не выдержит конкуренции. Предлагаю послушать его слова.
"Toyota, однажды пыталась производить автомобили в стране, но рынок не воспринял ту стоимость, по которым эти автомобили производились. Сейчас, тем более с учетом развития других марок автомобилей в Казахстане (Kia, Hyundai), китайский автопром очень активен, не думаю, что Toyota сможет быть конкурентной в Казахстане. И себестоимость ее гораздо выше выходит. Она не выдержит конкуренции для нашего рынка", - сказал заместитель министра иностранных дел РК Алмас Айдаров.
Конечно, возникает вопрос почему производство автомобилей в Казахстане такое дорогое. Но еще более интересно, почему Toyota не выдержит конкуренции на рынке? В телефонной беседе председатель независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков сказал, что Toyota – это самый популярный бренд в Казахстане. Но вот только строительство такого завода с полным циклом производства не окупится никогда из-за специфики отечественного авторынка.
"Toyota в Казахстане покупать будут всегда. Но именно производство этого автомобиля просто экономически невыгодно. Нет таких объемов в продажах этого автомобиля по тем ценам, который будет обходиться здесь. Только и всего", - сказал Эдуард Эдоков.
По словам Эдокова, для того, чтобы производство по типу Toyota было рентабельным и приносило прибыль, ему необходимо ежегодно в течении десятков лет продавать по 200-250 тысяч автомобилей. В Казахстане же, по официальным данным, за 2021 год было продано чуть больше 100 тысяч новых легковых автомобилей.
"Даже если Toyota вдруг что-то здесь (в Казахстане – прим.ред) построит, то это будет заведомо убыточный проект, потому что производить и продавать 200-250 тысяч автомобилей только одной марки Toyota невозможно. Потому что у нас большое предложение различных марок. Плюс продавать некуда. Россия закрыта. В Китае своих автомобильных брендов только около сотни и производят они миллионы и миллионы автомобилей. В ближайшие страны Центральной Азии такого спроса и такого потребительского уровня тоже нет. Поэтому куда их девать? ", - заявил Эдуард Эдоков.
Учитывая все нюансы, к сожалению, по всей видимости собственное производство по-настоящему народного автомобиля в Казахстане вряд ли запустят. Хотя может при достаточных субсидиях и дотациях – мы увидим Toyota made in Kazakhstan?