"Сделка была закрыта в прошлом году. До (продажи доли "Трансконтейнера" по итогам – ИФ) проведения аукциона", – заявил замглавы РЖД Андрей Старков на брифинге, передает Интерфакс. В связи с этим корректировок цены продажи контрольного пакета акций "Трансконтейнера" не будет, добавил топ-менеджер.
"Трансконтейнер" купил контрольный пакет акций КдТС (67%) в 2011 г. – "для обеспечения выхода группы на рынок ж/д терминальных услуг Казахстана". Тогда же второй владелец компании – "Казахстан темир жолы" (железные дороги Казахстана) – получил опцион на выкуп 17% акций "Кедентранссервиса" у российского оператора (для паритетного владения) в случае выполнения сторонами определенных условий и обязательств. Он был реализован в 2014 г. "Трансконтейнер" получил от продажи доли 665 млн руб.
В середине октября 2019 г. "Коммерсантъ" сообщил со ссылкой на свой источник, что премьер Казахстана Аскар Мамин попросил своего тогдашнего российского коллегу Дмитрия Медведева продать принадлежащие "Трансконтейнеру" 50% в КдТС "Казахстан темир жолы". В конце октября генеральный директор РЖД Олег Белозеров подтвердил факт переговоров и заявил, что сделка может состояться до проведения торгов по продаже контрольного пакета акций оператора, которыми владеет монополия.
Аукцион по продаже 50% + 2 акции "Трансконтейнер" 27 ноября выиграла группа "Дело", предложив 60,3 млрд руб. (при этом в капитал управляющей компании "Дела" вошли структуры госкорпорации "Росатом", декларируя идею развития перевозок по Северному морскому пути). В тот же день Старков также заявил, что доля контейнерного оператора в "Кедентранссервисе" "с высокой степенью вероятности" будет реализована до закрытия сделки по "Трансконтейнеру" (произошло 13 декабря). При этом он отметил, что российская компания должна получить от сделки прибыль в размере более 2 млрд руб., что на "порядок превышает первоначальные инвестиции".
За день до этого совет директоров "Трансконтейнера" одобрил продажу 50% в Logistic System Management B.V., владеющей 100% акций АО "Кедентранссервис" (КдТС) на "рыночных условиях". "В рамках сделки также будет прописан порядок дальнейшей работы "Трансконтейнера" в Казахстане, дающий возможность компании выступать самостоятельным экспедитором и оператором своих контейнерных поездов во всех видах сообщения с гарантией недискриминационного доступа к инфраструктуре железных дорог, перегрузочным местам и терминальным мощностям", – отмечал оператор.
"По мнению совета директоров, – и я полностью под этим подписываюсь – существовавший формат взаимоотношений "Трансконтейнера" и (второго владельца КдТС – ИФ) Казахстанских железных дорог в настоящий момент не отвечал тем целям и задачам, которые были сформированы в 2011 г. на момент заключения акционерного соглашения", – заявлял в этой связи Старков.
"Продав этот актив, "Трансконтейнер" получает право самостоятельно выходить на рынок Казахстана и Средней Азии – то, чего он до этого был лишен и мог действовать только через дочернюю компанию, где владел 50% голосов. Это сделка в интересах "Трансконтейнера", ну и, вероятно, новых акционеров", – добавлял он.
"Трансконтейнер" владеет и управляет более 74 тыс. крупнотоннажных контейнеров, около 28 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, более 400 автомобилей и свыше 200 единиц погрузочной техники. Оператор имеет сеть терминалов в РФ (на 38 станциях) и в Словакии, а также доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах.
Совладелец "Трансконтейнера" – ООО "Енисей Капитал" Александра Абрамова и Романа Абрамовича (владеет 25,1% акций). Еще 24,84% – у ВТБ (имеет форвардный контракт со сторонним инвестором; сам банк его не называл, рейтинговое агентство "Эксперт РА" сообщало, что это "Енисей Капитал", причем в IV квартале срок исполнения был продлен еще на максимум 12 месяцев).