Транспортная логистика Казахстана ждет уберизации. Речь о развитии в стране так называемой мобильной "грузовой биржи", где по примеру известного приложения для такси грузоперевозчик и клиент смогут без посредников находить друг друга. Системы отзывов и рейтингов позволят избавить рынок от недобросовестных дальнобойщиков, а сами перевозчики уже не будут ездить вхолостую: выполняя заказ в один конец, они без труда найдут клиента и на обратный путь. Это, в свою очередь, позволит удешевить логистику, что скажется и на ценах на товары для конечного потребителя.
Первый такой стартап в Казахстане при поддержке фонда "Даму" уже запущен, и на сегодня объединяет свыше 25 тысяч водителей. Однако в целом транспортная логистика в нашей стране до сих пор остается одной из сфер бизнеса, еще не затронутых диджитализацией, отмечают эксперты. Важным толчком для этого процесса стало бы внедрение на государственном уровне электронного документооборота в перевозках.
"Сейчас, несмотря на то, что у нас введены электронные счета-фактуры, все равно именно в транспорте огромное количество документов, оно проходит и обязано быть в бумажном варианте. Чтобы вы заплатили налоги, чтобы могли импортировать товар сюда – в Казахстан, вы должны сделать кучу бумажек. И какое бы красивое приложение у вас в телефоне ни было, пока присутствует элемент "бумажки", то всегда будет неэффективность", – рассказал директор проекта "20tonn.kz" Руслан Абдулганиев.
Виктория Кучма