Распоряжение об устранении нарушений по двум проблемам вынесено Министерству индустрии и инфраструктурного развития и Агентству по защите и развитию конкуренции. Об этом представители прокуратуры сообщили в ходе заседания подкомитета по железнодорожному транспорту президиума НПП "Атамекен", передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу Нацпалаты.
Речь о неисполнение со стороны АО "НК "Қазақстан темір жолы" приказа министра индустрии и инфраструктурного развития от 19 июля 2019 года № 521 о заключении между перевозчиком и экспедитором типового договора. Ввиду игнорирования норм нормативных правовых актов, экспедиторы вынуждены подписывать договора с дополнительными навязанными условиями:
- обеспечение 5-ти дневной предоплаты провозных платежей дополнительно к 100% оплате за перевозку;
- согласие на безакцептное списание средств с единого лицевого счета Национальным перевозчиком.
"Предоплаты одного экспедитора может доходить до 10 млн тенге в зависимости от его прошлого оборота перевозок, у кого-то до 500-700 млн, что является дополнительной финансовой нагрузкой", — отмечают в НПП РК "Атамекен".
Суммарный размер 5-ти дневной предоплаты всех экспедиторов может достигать порядка 5,5 млрд тенге в сутки, которые обязаны лежать на счетах.
Также Нацперевозчик создал антиконкурентные условия путем введения конвенционных запрещений. В мае 2022 года ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" введен бессрочный конвенционный запрет на прием порожних собственных фитинговых платформ назначением на станции Алтынколь и Алтынколь-экс. для всех грузополучателей. Однако данный запрет не распространяется на дочерние зависимые компании КТЖ – АО "ОТЛК ЕРА", АО "KTZ Express" и АО "Кедентранссервис". В предписании Прокуратуры указано, что КТЖ превысило свои полномочия, затронув законные права и интересы предпринимателей, деятельность которых зависит от бесперебойной работы железнодорожного транспорта.
НПП "Атамекен" надеется, что в ближайшее время проблемные вопросы будут урегулированы и практика создания барьеров со стороны квазигосударственного сектора исключена.