Как распознать травлю, что делать родителям, каковы решения этой проблемы, об этом на площадке Региональной службы коммуникаций рассказала магистр психологических наук, член ассоциации психологов Казахстана, детский психолог, специалист по разрешению кризисных ситуаций в школах Анастасия Стеблянко.
По мнению эксперта, часто травлю ошибочно путают с конфликтом. Это приводит к тому, что проблема травли вовремя не распознается, игнорируется и влечет за собой еще большее усугубление проблемы, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу акимата Алматы.
“Чем же отличается травля от конфликта? Обычно стороны не равны - есть слабая сторона, и есть более сильная. Причем нередко, что на сильной стороне находятся часто один человек, а чаще несколько человек. То есть, первое - силы не равны. И второе, у травли нет четкого начала и конца. Сами эпизоды травли могут возникать и потухать. Но, важно помнить как только взрослый или подростки, увидели этот важный момент, что это далеко уже не конфликт, это именно травля, то есть насилие, причем насилие бывает как психологическое так и физическое”, - рассказала Стеблянко.
По мнению психолога, часто причинами травли являются внутренние, семейные проблемы. И не всегда агрессия причина травли, как принято считать.
“Если ребенок находится в благополучном обществе, будь то семья или школа, то в таком случае, у ребенка не возникает желания собственно вступать в травлю или как-то защищаться, травя других”, - говорит она.
При этом проблема травли, несмотря на обостряющуюся тенденцию, все-таки имеет решение.
“На самом деле есть пути решения травли, и в том числе это работа с эмоциональными состояниями детей. Поскольку современные подростки встречаются с различными трудностями во взаимоотношениях, и часто не знают как решать эти проблемы, мы взрослые ответственны в том, чтобы дать детям решать эти трудности. В частном центре я организовала группы для подростков, которые направлены на работу с самооценкой, изучение эмоционального интеллекта. Это помогает подросткам понимать себя больше, понимать и принимать других”, - добавила спикер.
Психолог отмечает, что с помощью простых инструментов, через проживание каких-то ситуаций, примеров, подростки понимают как выходить из сложных ситуаций в реальной жизни.
Школа играет немаловажную роль в жизни ребенка, часто многие случаи травли происходят именно там. В решении травли многие школы обращаются именно за помощью в специализированные центры, НПО.
“Я детский психолог и ко мне часто обращаются родители, в том числе педагоги. И когда я обозначила, что владею инструментами диагностики травли, и как отличать травлю от конфликта, то и школы стали откликаться. В первую очередь, стали откликаться частные школы, у них больше возможностей и ресурсов. Но сейчас стали откликаться и государственные школы”, - рассказала А. Стеблянко.
При этом, если выявлен факт травли в школе, то данная проблема решается постепенно, сначала на уровне классного руководителя, школьного психолога и далее завуча по воспитанию. При отсутствии решения проблемы, вступают правоохранительные органы.
С развитием соцсетей, также развилась и проблема кибербуллинга. Эксперт заявляет, что данная проблема имеет свои нюансы и отличается от обычного понятия буллинг. Сложность вызывает отсутствие инструменты регулирования подобных происшествий. Так, например, если в школе есть администрация, родители, и люди, которые могут понести ответственность, то случае кибербуллинга ситуация осложняется. Но решение проблемы, каким бы оно не было, есть, утверждает эксперт.
“Если ребенка травят, в школе или в сети, что важно делать? Хочется озвучить простые но рабочие правила. Вообще ситуация травли, дети не могут решить самостоятельно. С этим могут справиться только взрослые. Именно поэтому важно, чтобы ребенок рассказывал о ситуациях травли взрослым, которым он доверяет”, - поделилась она.
Психолог рекомендует родителям разговаривать с детьми, выслушивать их, выделяя ежедневно 15 минут. Такие разговоры, по мнению эксперта, имеют профилактический характер и дают ребенку ощущение внутренней уверенности и силы.
Ранее сообщалось, что вице-министр просвещения Едил Оспан ответил на вопросы журналистов о том, почему несмотря на множество контролирующих органов в системе образования процветает жестокость среди школьников.