Ученые раскрыли тайну древней мозаики о Трое

129

Британская находка изменила взгляд на Троянскую войну. 

Ученые раскрыли тайну древней мозаики о Трое Фото: ULAS

Казалось бы, сюжет Троянской войны давно изучен вдоль и поперёк, но древняя мозаика из Британии заставила учёных пересмотреть привычные представления. Исследователи установили, что изображения на полу римской виллы IV века нашей эры иллюстрируют не знаменитую "Илиаду" Гомера, а почти полностью утраченную трагедию "Фригийцы" афинского драматурга Эсхила, передает inbusiness.kz со ссылкой на Naked-Science.

Историю Троянской войны современный читатель знает, в основном, по "Илиаде". Однако в Античности существовали десятки вариантов этого мифа. Поэты и драматурги по-разному трактовали ход битв, характеры героев и даже ключевые сцены. Большинство этих произведений со временем исчезло, сохранившись лишь в обрывках текстов и отдельных произведениях искусства.

В 2020 году в английском графстве Ратленд археологи обнаружили хорошо сохранившийся мозаичный пол римской виллы IV века нашей эры. Три панели последовательно рассказывали о поединке Ахилла и Гектора, гибели троянского принца и выкупе его тела скорбящим отцом Приамом. Сразу после находки исследователи сочли мозаику наглядной иллюстрацией к "Илиаде", как к самому известному источнику о войне.

Однако детальный анализ изображений опроверг это предположение. Результаты исследования были опубликованы в журнале Britannia. Специалисты внимательно изучили иконографию памятника и сопоставили изображения с текстами античных трагедий. В итоге выяснилось, что мастер ориентировался на пьесу "Фригийцы" Эсхила, от которой до наших дней дошли лишь короткие фрагменты. Именно мозаика позволила восстановить ключевые сцены утраченной драмы.

Главное доказательство скрывалось в финальной части триптиха. Там изображены большие весы: на одной чаше лежит мёртвый Гектор, на другой — груда золота. В гомеровской "Илиаде" царь Приам просто привозит выкуп в виде тканей и драгоценностей, без какого-либо взвешивания. А вот в версии Эсхила именно весы становились центральным драматическим символом сцены.

И другие детали не совпадали с классическим текстом Гомера. В первой сцене Ахилл и Гектор сражаются на колесницах, тогда как в "Илиаде" их знаменитый поединок происходит в пешем строю. Во второй части Ахилл волочит тело врага вокруг кургана своего друга Патрокла. На это указывает почти незаметная фигура змеи — древний символ места погребения и духа умершего. В более поздних интерпретациях это действие переносили под стены Трои, на глазах у жителей, но в версии Эсхила акцент был сделан именно на погребальном кургане.

Авторы научной работы также объяснили, откуда в далёкой римской Британии взялись столь редкие и древние образы. Ремесленники не читали оригинальные свитки с пьесами в библиотеках. Они пользовались специальными "каталогами узоров", которые передавались из поколения в поколение.

Дизайн панелей из Ратленда оказался копией более ранних изображений с греческих ваз, монет и серебряной посуды. Эти художественные схемы активно циркулировали в Средиземноморье примерно за 800 лет до того, как их выложили из цветного камня на полу британской виллы.

Открытие подтвердило, что даже отдалённые провинции Римской империи были тесно связаны с высокой культурой античного мира. Заказчик мозаики продемонстрировал не только богатство, но и глубокое знание литературы, выбрав для украшения своего дома редкую версию легенды о Трое. Такой выбор позволял выделиться среди соседей и произвести впечатление на гостей своей образованностью и утончённым вкусом.

Читайте по теме:

Ученые раскрыли новогодний символ Древнего Египта

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться