О непростой ситуации с грузовыми вагонами и полувагонами в своем запросе рассказали депутаты и предложили несколько мер, которые помогут изменить ситуацию, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В письме сенаторы отметили, что сегодня в Казахстане эксплуатируется свыше 141 тыс. грузовых вагонов, около половины из которых составляют полувагоны. Их нормативный срок службы равен 22 годам, но более 13% этих вагонов имеют превышенный установленный срок эксплуатации. На магистральных путях КТЖ эксплуатируется более 8,5 тыс. полувагонов с продленным сроком службы. Помимо этого, в перевозках участвуют и иностранные вагоны с аналогичными продлениями.
"Согласно прогнозам, в 2025-2030 годах подлежат списанию свыше 17 тыс. полувагонов. Однако, вместо своевременного обновления парка продолжается практика продления срока службы устаревших вагонов. Подобный подход создает прямую угрозу транспортной безопасности, поскольку установленный заводом-изготовителем срок эксплуатации основан на расчетах, исследованиях, статистике и сертификации", - пояснили сенаторы.
Народные избранники предложили учитывать международный опыт. В качестве примера, отметили, что в Российской Федерации еще в 2016 году был введен запрет на эксплуатацию грузовых вагонов, выработавших нормативный срок службы. Это решение повысило безопасность и дало импульс внутреннему производству. Казахстан также должен предпринять аналогичные шаги. Они особо подчеркнули, что в стране отсутствует единый механизм обследования: продление полувагона происходит по индивидуальному решению диагностирующей организации с выдачей технического решения на момент диагностики, при этом такая организация ограничивает себя от дальнейшей ответственности. Как следствие идет размытие ответственности в случае инцидентов.
Сенаторы также предложили активно использовать возможности вагоностроительных предприятий в Атырау, Экибастузе, Петропавловске и Семей, которые уже обладают необходимым потенциалом, и способны выпускать до 12 тыс. новых вагонов в год.
"Своевременное обновление парка исключительно за счет национального производства - не альтернатива, а безусловная необходимость. Любая зависимость от импорта означает прямое ослабление экономики и потерю контроля над критически важной отраслью. Казахстан обязан использовать собственные мощности, и тем самым закрыть внутренние потребности полностью", - добавили сенаторы.
Депутаты просили премьер-министра рассмотреть вопрос о прекращении продления срока службы грузовых вагонов, превысивших установленный срок эксплуатации, не делая исключения для основного вида подвижного состава и полувагонов с октября текущего года. А также разработать меры по поддержке отечественного вагоностроения, включая стимулирование операторов к обновлению парка своих вагонов за счет продукции казахстанских вагоностроителей.
Читайте по теме:
Австрийские роботы будут собирать подвижной состав в СКО