Первый секретарь посольства Украины в РК Володимир Коваль в ходе поездки в морской порт Актау сообщил, что Украина заинтересована в наращивании товарооборота со странами Центральной Азии и рассматривает возможность интеграции транспортных маршрутов через порт Актау, передает корреспондент МИА "Казинформ".
"Предлагаю воспользоваться услугами украинских машиностроительных компаний по ремонту портового оборудования", - сказал украинский дипломат.
Володимир Коваль сообщил, что встречался с первым заместителем акима Мангистауской области Суиндиком Алдашевым и предложил ему провести в Мангистау бизнес-форум с участием представителей украинских логистических компаний, чтобы обсудить вопросы сотрудничества в портовой сфере, дать представителям бизнес-сообществ двух стран возможность открытого и взаимовыгодного диалога.
"У нас действует образовательный проект по обмену 40 студентами между Украиной и Казахстаном, который может дать хорошую возможность обучения молодежи морским и портовым специальностям в лучших учебных заведениях страны, и предлагаю порту Актау стать инициатором такого проекта", - сообщил Володимир Коваль.
Вице-президент по эксплуатации Актауского международного морского торгового порта Вячеслав Хартян напомнил, что 15 января 2016 года из украинского Ильичевска (в феврале переименован в Черноморск) отправлен экспериментальный поезд в составе 10 вагонов и 20 сорокафутовых контейнеров, загруженных экспортными продуктами питания и напитками. Он напомнил, что паром с железнодорожными вагонами прибыл через Черное море в порт Батуми, откуда проследовал до порта Алят по железной дороге, затем вагоны вновь перегрузили на паром до порта Актау, а далее - по стальной магистрали до Китая.
По словам Вячеслава Хартяна, второй тестовый контейнерный поезд, следовавший по Транскаспийскому международному транспортному маршруту из Украины в Центральную Азию, прибыл в Баку 11 февраля 2016 года.
"Предполагаемый объем грузопотока из Украины в страны Центральной Азии и Китай в течение следующих трех лет составит порядка 10 миллионов тонн грузов ежегодно. В планах АО "НК "Қазақстан темір жолы" - к 2020 году увеличить общий объем грузоперевозок по Транскаспийскому транспортному коридору до 300 тыс. контейнеров", - отметил Вячеслав Хартян. Как сообщалось ранее, в январе 2016 года Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по ТМТМ, которые уже действуют с 1 июня 2016 года.
В феврале 2016 года Украина и Литва подписали меморандум о присоединении контейнерного поез¬да "Викинг" к Транскаспийскому международному транспортному коридору из Европы в Китай через Азербайджан и Казахстан. В мае 2016 года к проекту ТМТМ официально присоединилась Украина, предложив развитие маршрута за счет направления Грузия - Украина - ЕС, в том числе с использованием поезда "Викинг".
Как известно, в конце текущего года завершится строительство паромного комплекса в порту Курык на Каспийском побережье. А в планах ПАО "Укрзалiзниця" - создание судоходной компании для перевозки железнодорожных грузов по морю, что говорит о том, что эта задача может решиться уже в ближайшее время.