Сенатор Нуржан Нурсипатов заявил, что низкая пропускная способность отдельных пунктов пропуска приводит к скоплению физлиц и транспортных средств на переходе границы. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии транспортно-логистического потенциала нашей страны, расширении региональной и международной торговли, а также является препятствием в реализации туристического потенциала.
«Из-за несоответствия инфраструктуры автомобильных пунктов пропуска регулярно возникают заторы из грузовых транспортных средств на границе с Россией, Кыргызстаном и Узбекистаном. Помимо проблем технического оснащения и сервиса, вопрос развития инфраструктуры пунктов пропуска усугубляется отсутствием единого уполномоченного органа, который бы отвечал за их содержание, строительство, реконструкцию и эксплуатацию. Они состоят на балансе различных госорганов и не рассматриваются в качестве составной и неотъемлемой части транспортной системы страны. Поэтому пункты пропуска выпадают из отраслевых госпрограмм», - пояснил он.
Депутат сослался на международный опыт, где функции по созданию инфраструктуры пунктов пропуска и управления ею возложены, как правило, на один уполномоченный орган по реализации госполитики в области транспорта.
«Сегодня требуют решения вопросы благоустройства быта пограничников, в особенности несущих службу на самых отдаленных участках границы. Нередко пограничники проживают с семьями в нетиповых, приспособленных зданиях и помещениях, состояние которых не отвечает ряду требований. Существует проблема нехватки человеческого ресурса и, как следствие, низкая укомплектованность пограничных застав. Соответственно, служебная нагрузка на личный состав повышается в два и более раз. Тогда как непосредственно на них возлагается задача по реализации и защите национальных интересов страны», - подчеркнул Нурсипатов.
В связи с этим он попросил предоставить комплексное видение основных направлений госполитики в области обустройства пунктов пропуска и мест пересечения границы, создания инфраструктуры и ее управления.
«Также предлагаем возложить функции по содержанию и развитию инфраструктуры пунктов пропуска на один госорган с созданием в нем отдельного структурного подразделения, а также передачей на его баланс всех действующих пунктов пропуска. Кроме того, необходимо разработать и принять концепцию госпограничной политики РК по опыту России, как составной части стратегии национальной безопасности», - резюмировал сенатор.
Дана Карина