Увеличение нарушений связано с расширением охвата аудитом регионов – минфин

1350

В министерстве финансов РК рассказали об отчете правительства об исполнении республиканского бюджета в парламенте РК, где глава счетного комитета озвучила ряд замечаний.

Увеличение нарушений связано с расширением охвата аудитом регионов – минфин

Согласно информации минфина, объем нарушений, про который говорится в отчете счетного комитета, связан с существенным расширением охвата аудитом эффективности ревизионными комиссиями в регионах. В результате выявлено неэффективное расходование средств местными исполнительными органами на сумму 296 млрд тенге в 2020 году, передает inbusiness.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.

По остальным органам государственного аудита наоборот наблюдается заметное снижение неэффективного использования средств.

Так, установленные счетным комитетом факты нарушения снизились на 32%, а органами внутреннего государственного аудита (КВГА и СВА) – в 3 раза, составив 29 млрд тенге (2019 год – 94 млрд тенге).

Снижение является результатом цифровизации аудита, перехода на камеральный контроль и превентивных мер по недопущению и предотвращению фактов неэффективного использования средств.

Также счетным комитетом было отмечено об установлении фактов, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, перечислены не по назначению. 

Однако в минфине заверили, что все налоги и другие платежи, подлежащие зачислению в Нацфонд за отчетный период, перечислены в полном объеме.

Перечисление финансовой компенсации по Карачаганакскому проекту по итогам арбитражных споров произведено на код "Другие неналоговые поступления в республиканский бюджет" в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом.  

При этом активы Национального фонда в течение 2020 года выросли на 744 млрд тенге, до 28,2 трлн тенге.  

Счетный комитет заявил о снижении в 7 раз запланированных в прошлом году дополнительных поступлений (при плане в 1,5 трлн тг).

Согласно пояснениям минфина, в уточненном республиканском бюджете объем плановых дополнительных налоговых поступлений составил 476 млрд тенге, а не 1,5 трлн тенге.

При этом, несмотря на действовавший в прошлом году мораторий на проверки и предоставленные налоговые послабления бизнесу, фактически обеспечено дополнительных поступлений на 710 млрд тенге.

Таким образом, минфин фактически в условиях кризиса не только не допустил уменьшения объемов дополнительных поступлений, а напротив – в 1,5 раза перевыполнил утвержденный плановый объем доходов.

В докладе счетного комитета указана проблема переплат в счет будущих платежей.

По мнению минфина, полностью исключить переплату на лицевых счетах невозможно. Так, переплата по КПН обусловлена уплатой законодательно предусмотренных ежемесячных авансовых платежей в течение года. Эта практика обеспечения равномерных поступлений соответствует международной, включая страны ОЭСР (США, Франция, Люксембург и др.).

При этом обязательство по ежемесячной уплате авансовых платежей есть только у крупных плательщиков КПН с доходами свыше 325 тыс. МРП. На остальных 90% плательщиков КПН такая норма не распространяется.

В целом снижение авансовых платежей в отчетном периоде на 28,5 млрд тенге (с 171,8 млрд до 143,3 млрд тенге) является показателем уменьшения доходности компаний в кризисный период.

На 1 января 2021 года переплата по НДС (дебетовое сальдо) составила 1,6 трлн тенге. Практически вся эта сумма образовалась по приобретенным налогоплательщиками товарам и услугам, то есть без фактической уплаты налога в бюджет. И она может быть использована в счет возникших налоговых обязательств по уплате НДС.

Счетный комитет также указал на рост госдолга, отметив, что соотношение его к ВВП достигло 29,4% и превысило установленное концепцией бюджетной политики ограничение в 27%.

В минфине отметили, что указанный показатель 27% к ВВП  являлся индикативным, установленным правительством в докризисный период, и соотношение государственного долга к ВВП не превышает лимит, установленный Договором о Евразиийском экономическом союзе (50% к ВВП) и Национальным планом развития Республики Казахстан до 2025 года (50% к ВВП). В настоящее время концепция не актуальна, разрабатывается новый документ с учетом макроэкономической ситуации и других параметров развития экономики.

При этом все долговые индикаторы соблюдаются и находятся на безопасном уровне.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться