Разворот госорганов в сторону оснащения АПК техникой казахстанского производства позволил создать в стране адекватные условия для аграрного машиностроения, пишет energyprom.kz.
Напомним, согласно отчету о реализации стратегического плана МИИР на 2017-2021 годы за 2019 год:
- Из бюджета в 2019 году выделены средства в размере 27 млрд тенге на льготный лизинг автобусов и сельхозтехники (тракторов и комбайнов). На данный момент профинансирована поставка 1350 единиц автобусов и передано 267 единиц сельхозтехники.
- Заключено 37 соглашений о промышленной сборке сельхозтехники.
- Введены утилизационный сбор на сельхозтехнику и механизм стимулирования производства сельхозтехники.
Примечательно, впрочем, что утилизационный сбор не касается техники следующих марок: CLAAS, Lemken (Германия), John Deere, AGCO, Case New Holland, Green Plain (США), Codaf SRL, Same Deutz Fahrу, Scarabelli Export S.R.L., Nettuno, Pedrotti s.p.a. (Италия), Myrtech, Agrokonsultos Grupe, Bauer (Чехия), Agro-Matadex, Animals, Farming, Stable Equipment, PRONAR (Польша), Yanmar, Kubota (Япония), Kverneland (Норвегия), Irrifrance (Франция), Sampo Rosenlew LTD (Финляндия), Bourgault (Канада). По факту сбор распространяется в первую очередь на отечественную технику и импортёров из СНГ.
С 2018 года в РК работает программа лизингового финансирования по обновлению сельскохозяйственной техники от Банка развития Казахстана. Только за 2019 год АО "БРК-Лизинг" профинансировало казахстанским хозяйствам приобретение более чем 270 единиц тракторов и комбайнов отечественного производства.
Помимо программ "БРК-Лизинг", работают также лизинговые программы АО "КазАгроФинанс". Компания заявляет, что занимает 90% на рынке лизинга АПК страны. В то же время "КазАгроФинанс", в отличие от "БРК-Лизинг", финансирует приобретение техники далеко не только казахстанского производства, и непосредственно вклад компании в казахстанское машиностроение не уточняется.
Усилия государства дают очевидный эффект. Так, в сегменте сельскохозяйственной техники за первый месяц текущего года заводы страны выпустили 74 трактора против 67 годом ранее и 50 машин для подготовки и культивации почвы против 43 годом ранее (в частности, 26 жаток).
По итогам всего 2019 года отмечен скачкообразный рост по всем категориям. Было произведено 897 тракторов — больше, чем за два предыдущих года, вместе взятых. Выпуск в секторе после двухлетней стагнации приближается к докризисным значениям. Выросло и производство техники для подготовки и культивации почвы — на 14,6%, до 956 машин. Было произведено 512 жаток и 381 комбайн.
Производство тракторов сконцентрировано преимущественно в Восточно-Казахстанской и Костанайской областях. Здесь работают такие крупные заводы, как Семипалатинский автосборочный завод – СемАЗ (тракторы модели "Беларус" и прочая спецтехника), АО "Агромашхолдинг" в Костанае (тракторы LOVOL, "Кировец", комбайны "Есиль" и прочее) и т. д.
Машины для АПК, используемые для подготовки или культивации почвы, собираются в основном в Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях. Здесь работают кокшетауский комбайновый завод "Вектор" (локализующий выпуск комбайнов "Ростсельмаш"), петропавловский "Агрореммаш", Петропавловский тракторный завод и многие другие.
В денежном выражении в январе 2020 года производство в сфере машиностроения в РК в целом достигло 92,98 млрд тг, что превысило прошлогодние показатели более чем на 20%. Это 11,2% от всего объема производства перерабатывающего сегмента в денежном выражении и 4% от всего промышленного производства в стране. При этом основные объемы выпуска в сегменте машиностроения сконцентрированы в производстве транспортных средств, машин для АПК и горной промышленности и прочей подобной спецтехники.
Впрочем, в Казахстане нужно будет приложить еще немало усилий для развития отрасли производства сельскохозяйственной техники. Несмотря на рост и оптимистичное начало текущего года, по итогам прошлого года казахстанские компании перекрыли всего 12,8% спроса, то есть более 87% рынка осталось за импортерами.