Национальный авиаперевозчик Казахстана "Эйр Астана" обеспокоен орнитологической ситуацией в аэропортах страны, отмечает риски для безопасности полетов из-за систематического столкновения воздушных судов с птицами.
"Эйр Астана" хотела бы обратить особое внимание Комитета гражданской авиации, органов местной исполнительной власти и первых руководителей аэропортов Казахстана на орнитологическую ситуацию вблизи аэродромов. Столкновения воздушных судов с птицами представляют серьезную угрозу безопасности полетов, и только наши совместные усилия с привлечением органов местной власти, руководства аэропортов, специалистов по орнитологии и экологии под общим руководством КГА могут дать положительные результаты", – говорится в сообщении авиакомпании.
По данным компании, в 2018 году зарегистрировано 37 случаев столкновений самолетов "Эйр Астаны" с птицами. В 2017 году из 72 случаев 10 окончились порчей воздушных судов и 19 – задержкой вылета. Общая сумма, потраченная из-за этого на ремонт в 2017 году, составила более $850 тыс.
"Только в аэропорту Алматы зафиксировано восемь случаев (в 2018 г. – ИФ-К), один из которых вызвал повреждение фюзеляжа. Это произошло 25 июля на рейсе КС 303 (Алматы – Усть-Каменогорск) в 18:22 (времени Астаны) во время разбега воздушного судна. Экипаж принял решение прервать взлет на скорости 100 узлов. В тот же день после посадки рейса КС 888 (Пекин – Алматы) в 9:11 (времени Астаны) произошло столкновение самолета со стаей птиц, но повреждений не было обнаружено", – уточняется в пресс-релизе.
В компании отмечают, что алматинский аэропорт проводит систематическую работу по обеспечению безопасности полетов, но, несмотря на это, ситуацию с пернатыми в Алматы значительно ухудшают фермерские поля вокруг взлетно-посадочной полосы, засеянные злаковыми культурами. Они являются кормовой зоной для мелких птиц и насекомых, которые, в свою очередь, привлекают хищных крупных птиц.
"Так, от порога 05R на удалении 400 метров от оси ВПП05R/23L и шириной 900 метров до Кульджинского тракта поле засеяно ячменем. Кроме того, засеяны площади от середины ВПП 05L/23R до дороги п. Кызылту на удалении от оси ВПП 800 метров", – отмечается в сообщении.
Как пояснили в компании, орнитологическая ситуация вокруг аэропортов регулируется как местными правилами, так и стандартами ИКАО. В частности, приказом исполняющего обязанности министра по инвестициям и развитию № 323 "Об утверждении правил орнитологического обеспечения полетов гражданских ВС в РК" от 26 марта 2015 года, который запрещает размещать на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома места выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц.