Продажа новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) должна закончиться в странах Евросоюза в 2035 году, передает inbusiness.kz со ссылкой на DW. За такое решение, распространяющееся на легковые машины и легкий коммерческий транспорт (полная масса до 3,5 тонн), 8 июня проголосовал Европарламент в Брюсселе. 339 депутатов были за, 249 против, 24 воздержались.
Это решение законодателей, поддержавших тем самым инициативы исполнительного органа ЕС - Европейской комиссии, пока не является окончательным. Его необходимо согласовать со всеми странами-членами Евросоюза. Ожидается, что национальные правительства определят свою позицию до конца июня. После этого оба органа ЕС должны будут совместно сформулировать компромиссный вариант и ввести его в действие.
Вероятность утверждения уже не раз предлагавшейся даты 2035 весьма высока, поскольку страны Евросоюза, в принципе, полностью поддерживают растущие усилия Еврокомиссии, направленные на защиту климата. А автомобильный транспорт ответственен примерно за 20% всех выбросов парниковых газов в ЕС, причем львиная доля эмиссии приходится именно на легковые машины.
Однако запрет на продажу новых автомобилей с ДВС на территории Евросоюза не будет означать одновременно и запрет на их производство европейскими автостроителями. Теоретически они смогут продолжать выпускать такие машины даже на своих заводах в ЕС и экспортировать их в те части света, где они будут пользоваться спросом. Однако куда более вероятно, что автоконцерны просто перенесут их выпуск на свои заводы в страны, где (и если) автомобили с бензиновыми, дизельными и газовыми моторами будут по-прежнему востребованными.
Прекращение продаж новых авто с ДВС не будет также означать запрет на использование купленных ранее машин, хотя возможности для их заправки и ремонта, а также перспективы их дальнейшей продажи на вторичном рынке будут, по всей видимости, (очень) быстро ухудшаться.
Большинство автостроителей в Европе полностью поддерживает курс на отказ от ДВС, некоторые компании делают это с определенными оговорками. При этом следует подчеркнуть, что европейские производители видят альтернативу в работающих на батареях электромобилях - и мало или даже ничего не говорят о водородных легковых машинах, хотя, по сути дела, они тоже являются электрическими и тоже не выбрасывают в атмосферу парниковые газы.
Комментируя решение Европарламента, крупнейший в Европе автоконцерн Volkswagen назвал провозглашенную цель "амбициозной, но достижимой".
"Переход на электромобильность необратим. Она является экологически, технологически и экономически единственной разумной возможностью как можно быстрее заменить двигатели внутреннего сгорания", - считает руководство VW и подчеркивает, что планы ЕС обеспечивают предприятиям и потребителям надежный горизонт планирования.
В штаб-квартире другого немецкого автостроителя, Mercedes-Benz, агентству dpa заявили, что "в принципе приветствуют принятое решение", которое "накладывает на политиков обязанность обеспечить соответствующую зарядную инфраструктуру". Производитель легковых "Мерседесов" напоминает, что уже сейчас предлагает семь различных электромобилей, и обещает, что "к 2030 году будет готов повсюду, где это позволят рыночные условия, выпускать исключительно электрические модели".
В то же время некоторые европейские автостроители, в том числе в Великобритании, не входящей в ЕС, ранее уже объявили, что самостоятельно решили прекратить выпуск машин с ДВС полностью и безоговорочно, да к тому же в куда более сжатые сроки.
Так, транснациональный концерн Stellantis намерен с 2024 года поставлять на мировой рынок исключительно электрические модели итальянской марки Lancia. Британская компания Jaguar с 2025 года будет выпускать только электромобили. Входящая в Stellantis итальянская компания Fiat собирается с 2027 года продавать в Европе только электромобили, другой бренд концерна, немецкий Opel, готовится совершить такой шаг в 2028 году.
Rolls-Royce, британская дочерняя фирма немецкого концерна BMW, перейдет на производство исключительно электромобилей в 2030 году, в тот же год от ДВС окончательно откажется Volvo, шведская дочерняя фирма китайского концерна Geely. Дочерняя фирма Volkswagen Audi намерена сделать это в 2033 году.
Одновременно с автостроителями некоторые европейские страны, не дожидаясь совместного решения Евросоюза, назначили собственные даты отказа от ДВС. Не входящая в ЕС Норвегия, на авторынке которой уже сейчас порядка 80% продаж приходятся на электромобили, введет запрет на новые легковые машины с двигателями внутреннего сгорания в 2025 году. В 2030 году продавать такие автомобили запретят члены ЕС Дания, Ирландия, Нидерланды, Словения и Швеция, а также Исландия.