Главным шагом в данном вопросе стало принятие в этом году нового Государственного стандарта дошкольного воспитания, обучения и типовых программ. Во главу угла поставлено "целостное развитие" ребенка по всем аспектам, включая интеллектуальное, ценностное, социально-эмоциональное и физическое развитие.
Для достижения этой задачи стандарт затрагивает целый ряд изменений.
Первое. Обеспечена гибкость учебного плана посредством ухода от жесткой регламентации расписания и часовой нагрузки. Дошкольные организации теперь могут разработать свободный распорядок дня. На практике это позволяет воспитателям применять разные подходы обучения и воспитания, организовать игровые и обучающие занятия детей в течение всего дня без привязки к строгому расписанию по минутам.
Второе. Новый стандарт возвращает нас к основной методике раннего развития детей по принципу "обучение через игру". Раньше в Типовых учебных планах строго указывалось количество часов. Это в итоге привело к формальному проведению занятий, как привычные школьные уроки по расписанию. Более того, это становилось предметом проверки при аттестации детских садов, так как реализацию стандарта проверяли строго по количеству отработанных часов. Такое обучение в виде урока не соответствует возрастным особенностям детей.
Третье. В новом Типовом учебном плане предусмотрены основы взаимодействия педагогов и детей. Они включают ежедневную работу по развитию речи, чтению книг детям, обучению основам математики, занятие творческой и исследовательской деятельностью.
"Хочу отметить, что такую деятельность также важно развивать и в домашней среде. Приведу пример. Результаты исследования TIMSS 2019 показали, что учащиеся 4-х классов, чьи родители часто занимались с ними в раннем возрасте чтением книг, развивающими играми, письмом, счетом и рисованием, набирают по математике на 15 баллов выше, чем дети, чьи родители занимались с ними иногда, т.е.время от времени", - подчеркивает Аймагамбетов.
Четвертое. В стандарте также обозначены подходы и методы для того, чтобы прививать детям ценности. Это национальные, семейные ценности, патриотизм, любовь к Родине, трудолюбие и др.
Таким образом, воспитатель научит ребенка понимать, что правильно и что неправильно, быть вежливым и доброжелательным, дружить, уважать, помогать, делиться, проявлять любознательность, наблюдать, исследовать окружающий мир, соблюдать правила поведения в социуме, соблюдать правила безопасности, здоровым привычкам, играть самостоятельно помогать взрослым, любить и уметь проявлять заботу к родителям, друзьям, родному краю, ценить семью и др.
"Все эти компетенции ярко выражены в программах стран-лидеров, включая Финляндию, Гонконг, Эстонию, Южную Корею. Резюмируя хочу отметить, что в воспитании и обучении детей в предыдущем стандарте преобладало установление ограничений, недостаточное время для активных игр, длительное сидение "на стульях". Новый стандарт ориентирован на предоставление дошкольным организациям гибкости, развитие ценностей и компетенций, широкое применение игровой модели, что естественно для детей раннего возраста. Все это способствует всестороннему развитию ребенка для обеспечения готовности к обучению в школе и успешному продвижению по всей образовательной и жизненной траектории", - резюмировал министр просвещения РК.