В Казахстане надо реформировать систему психолого-медико-педагогических консультаций людей с инвалидностью

3868

Доклад на 76 страницах, опубликованный Хьюман Райтс Вотч, демонстрирует, как отечественная система образования сегрегирует и изолирует детей-инвалидов.  

В Казахстане надо реформировать систему психолого-медико-педагогических консультаций людей с инвалидностью

Даже в том случае, когда ребенок с инвалидностью может учиться в общеобразовательной школе по месту жительства, многие из них обучаются в отдельных классах. Старший исследователь "Хьюман Райтс Вотч" по Центральной Азии Мира Ритман, сообщила, что в период с сентября 2017 года по декабрь 2018-го были опрошены более 150 человек.

"В числе наших собеседников были 49 детей и молодых людей с физической и интеллектуальной инвалидностью, родители, активисты, правозащитники и сотрудники международных организаций. Мы также встречались и обменивались корреспонденцией с государственными ведомствами, изучили соответствующие нормы международного права и национального законодательства Казахстана", – уточнила Ритман. Она сообщила, что дети с инвалидностью составляют 2,8 процента населения Казахстана.

Выводы, по ее словам, неутешительные. Многие дети с инвалидностью в Казахстане остаются на обочине системы образования и общества в целом. Тысячи детей, имеющих проблемы со здоровьем, учатся в специальных школах, зачастую вдали от дома. Многих обучает на дому педагог, который в лучшем случае приходит на несколько часов в неделю. Что касается закрытых психоневрологических учреждений интернатного типа, то здесь дети могут вообще не получать никакого образования.

По мнению экспертов, главным препятствием для качественного инклюзивного образования являются так называемые психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Идея их такова, что группа специалистов обследует ребенка и в результате выдает заключение о том, в какой школе он способен учиться. "Формально заключение ПМПК – это рекомендация. Однако многие родители говорили нам, что без такой рекомендации ребенка в школу не принимают", – подчеркнула Мира Ритман. Она отметила, что некоторые родители сочли обследование враждебным, поспешным и поверхностным.

Такова теория. На практике же все выглядит пронзительно трагически. На пресс-конференции в Алматы рассказывали, как, например, 13-летний подросток с ДЦП передвигается в кресле-коляске и учится на дому в одном из поселков Алматинской области. Но он так мечтает ходить в школу вместе с другими детьми.

"Хочется в школу, конечно! Там весело. В школе намного интереснее – на все занятия ходишь. Куча ребят! В школе учиться лучше", – приводит слова ребенка в пресс-релизе "Хьюман Райтс Вотч". Здесь же рассказывается о девятилетнем мальчишке с синдромом Дауна, которому удалось пойти в обычную школу. По словам его мамы, парнишка учится с удовольствием.

"Он видит, как другие что-то делают, и сам это делает. Он стал более общительным, потому что находится в среде, где постоянно слышит речь. У него появляются социальные навыки, он подражает остальным", – поделилась впечатлениями женщина.

Эксперты "Хьюман Райтс Вотч" напомнили, что в 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, и этот документ гарантирует им право на качественное инклюзивное образование. При этом дети с особыми потребностями должны быть обеспечены необходимыми приспособлениями, в том числе учебными материалами на языке Брайля, преподаванием на языке жестов, а также ассистентами, которые смогут оказать необходимую помощь в усвоении учебного материала, уходе за собой и контроле поведения.

"К 2019 году правительство Казахстана обязалось сделать 70 процентов общеобразовательных школ инклюзивными. В декабре прошлого года мы посетили несколько таких школ в Алматы", – сообщила заместитель директора по правам людей с инвалидностью "Хьюман Райтс Вотч" Джейн Бьюкенен.

Выяснилось, поделилась эксперт, что даже в так называемых инклюзивных школах дети-инвалиды сталкиваются с элементарными препятствиями. Это, например, отсутствие физической доступности, адаптированных учебных материалов и нехватка ассистентов. Образование в итоге они получают не выше основного среднего, констатировали специалисты.

Что делать? По мнению представителей авторитетной международной организации, казахстанские чиновники должны увеличить усилия по обеспечению гарантий качественного инклюзивного образования.

В рамках этой работы необходимо сделать так, чтобы заключение ПМПК перестало быть де-факто обязательным условием для зачисления ребенка с инвалидностью в общеобразовательную школу. Во взаимодействии с самими людьми с инвалидностью необходимо реформировать всю систему ПМПК. Ее следует переориентировать на определение форм поддержки, которые требуются ребенку для получения образования в общеобразовательной школе.

"Они должны иметь возможность успешно учиться наравне с другими. Консультации ПМПК должны помогать детям с инвалидностью попасть в обычную школу, а не отрезать им путь туда", – заключила Мира Ритман.

Стоит отметить, что свои идеи представители международной организации озвучили казахстанскому правительству в Астане.

Своим мнением относительно поднятой темы поделилась Акбота Ангарова, у которой тоже есть особые потребности. Девушка-студентка рассказала о проблемах с доступом в уборные, отсутствии пандусов и прочих препятствиях. Акбота через журналистов обратилась к чиновникам с просьбой позволить людям с инвалидностью стать полноценными и полноправными членами общества.

Светлана Шестернева, Алматы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться