По словам сенатора Ляззат Сулеймен, в настоящее время в очереди на получение жилья состоят около 530 тыс. человек и ежегодно их количество увеличивается еще на 50 тыс.
Так, пилотный проект "Шаңырақ" (5-10-20), входящий в программу "Нұрлы жер", предусматривает ипотечное кредитование очередников на получение жилья в акиматах. Для получения кредита доход на каждого члена семьи не должен превышать 3,1-кратного прожиточного минимума (32 668 тенге) в месяц, что указывает на его адресность малоимущим слоям населения. Формой подтверждения доходов является выписка из пенсионного фонда за последние шесть месяцев.
"Как показывает практика, данная программа оказывается недоступна для уязвимых категорий граждан, в частности с ограниченными возможностями. Так, лица с инвалидностью первой и второй групп не могут получить доступ ко льготному ипотечному кредиту ввиду отсутствия подтверждения их трудовых доходов. Эти граждане, как правило, не имеют возможности официально трудоустроиться и, соответственно, отчислять взносы в пенсионный фонд. Однако они могут иметь неофициальные доходы, которых достаточно для внесения первоначального взноса, но они не могут быть учтены", – сказала она.
Депутат также отметила, что программа "7-20-25" без привязки к очередности и прописке нацелена на обеспечение жильем граждан, но уже с доходами свыше 3,1-кратного прожиточного минимума.
"Указанная программа является наиболее доступной для большинства казахстанцев, однако функционирует она только на первичном рынке жилья. Согласно требованиям найти жилье к моменту его ввода в эксплуатацию, как правило, бывает весьма затруднительным, так как рынок первичного жилья является объектом деятельности перекупщиков, выкупающих одновременно по нескольку квартир для их последующей перепродажи. Граждане вынуждены приобретать жилье на условиях предварительного бронирования, которое требует от граждан дополнительных расходов и лишь после введения жилья в эксплуатацию оформлять ипотечный кредит по этой программе", – считает депутат.
В этой связи сенаторы предлагают изучить возможность включения объектов вторичного жилья в программу "7-20-25". При этом, по словам Сулеймен, такая возможность предусмотрена в программе "Баспана Хит". Однако данная программа остается недоступной для многих граждан, чьи ежемесячные доходы ниже 170-180 тысяч тенге ввиду высокой процентной ставки по кредиту (10,75 %) и более меньшего срока предоставления займа (15 лет), отметила она.
"Также существует проблема неправомерных действий на рынке жилья, связанная с деятельностью риелторских организаций. Нередки случаи мошенничества, в том числе в силу недостаточного уровня правовых знаний населения. В настоящее время в Казахстане отсутствует должное законодательное регулирование риелторской деятельности. Этот вопрос требует качественного анализа и обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая риелторские агентства, гражданское общество, уполномоченные органы и депутатов парламента", – пояснила Сулеймен.
Кроме того, по словам сенатора, негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в обществе оказывают случаи принудительного выселения граждан из единственного жилья.
"Подобный случай имел место 1 сентября нынешнего года в городе Алматы, где частный судебный исполнитель совместно с группой лиц попытался принудительно выселить из единственного жилья многодетную семью. Видеозапись, распространенная в СМИ, вызвала широкий общественный резонанс и осуждение подобных действий. Как позднее выяснилось, решением Алматинского городского суда ходатайство упомянутой семьи об отсрочке выселения до 1 января 2021 года было удовлетворено. Однако частный судебный исполнитель данное решение суда проигнорировал", – заявила она.
Сенатор напомнила, что, согласно Закону "О жилищных отношениях", при прекращении права собственности на жилье в связи с реквизицией, изъятием земельного участка для государственных нужд, сноса аварийного жилья собственники и члены их семьи выселяются из данного жилья только с предоставлением другого жилья или выплаты компенсации. Однако в случае конфискации и обращения взыскания на жилище вместе с земельным участком в связи с долгами собственник и члены его семьи подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Законодательный запрет на выселение в вышеуказанных случаях предусматривается лишь в период отопительного сезона. По мнению депутата, в данном случае в качестве альтернативного жилья следует предусматривать предоставление мест в приютах для бездомных людей или социального арендного жилья без права выкупа.
Дана Карина
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!