В Казахстане нет фактов лоббирования крупных торговых сетей – антимонопльное ведомство

2601

Крупные торговые сети накручивают на социальные товары порядка 20% вместо разрешенных 15%.  

В Казахстане нет фактов лоббирования крупных торговых сетей – антимонопльное ведомство

В кулуарах сената председатель агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумагарин ответил на вопросы журналистов о ценах на овощи, передает inbusiness.kz.                                   

"В столичном маслихате сообщили, что морковь вывели из списка товаров, цены на которые будут регулировать. Депутаты задались вопросом, не повторится ли весенняя история, когда морковь продавали по 600-700 тенге за килограмм. Госорганы лоббируют интересы больших сетей, а маленькие магазины не могут зайти на рынок и конкурировать", – прозвучал вопрос.

На это Жумангарин ответил, что речь идет не о том, что морковь вывели из перечня социально значимых товаров.

"Перечень утверждается правительством, и там 19 наименований. Скорее всего, речь идет о том, что акимат не будет устанавливать свои предельные цены. Решили не регулировать, чтобы завтра не было дефицита. Это решение самого акимата, и мы его уважаем, они провели анализ и за последствия этого решения отвечают. Будет ли морковь стоить 600 тенге, я не знаю, будет зависеть от коньюнктуры рынка на следующий год, от того, как подготовятся. Вряд ли такая ситуация будет повторяться. В этом году заседает цифровое правительство, есть комплексный план развития овощехранилищ, оптово-распределительных центров, эти ошибки учтены", – сказал он.

Что касается поддержки крупных торговых сетей, по словам главы ведомства, во всем мире их поддерживают.

"Но крупные торговые сети занимают, если не ошибаюсь, всего 10% рынка. Все остальное – это базары и так называемые магазины у дома. Мы каждый день выявляем нарушения в крупных торговых сетях, на социально значимые товары не имеют права накручивать больше 15%, но мы каждый раз выявляем нарушения, что не 15%, а 20% накручивают", – отметил он.

При этом магазины у дома антимонопольщики проверить не могут, добавил Жумангарин.

"По моим данным, непроверенным, там накрутки идут гораздо больше, чем 15%. Мы их проверить не можем из-за моратория, но многие злоупотребляют тем, что они не проверяются. Большая часть инфляции, которую мы имеем за счет того, что продукты растут и так далее, она появляется за счет того, что нарушается закон. Если накрутка на социально значимые товары составляет больше 15%, то обогощаются владельцы магазинов у дома, торговых объектов, а у производителя уровень цены не меняется. Даже если бы этот уровень остался, мы привели в законное поле, это позволило производителям свою маржинальность повысить. Это для нас важнее", – подчеркнул он. 

С точки зрения эффективной экономики для агентства производители сегодня важнее, чем тот, кто продает, уточнил Жумангарин. хотя организованный продавец на различных уровнях тоже должен поддерживаться.

Он также ответил на вопрос, были ли выявлены факты лоббирования крупных торговых сетей.

"Я таких фактов не знаю. У нас очень активно растут торговые сети, но не вижу никаких фактов лобби. Мы делали анализ рынка, "Магнум" и "Смолл"  занимают 10-15% всего рынка. Остальное – магазины у дома разного рода, которые занимают свою долю рынка. Мы не можем говорить, что ситуация тревожная, если бы эти сети занимали 70% рынка и диктовали цены, мы бы обеспокоились этим. Ситуация развивается нормально в конкурентной сфере. Там нет никаких нарушений конкуренции", – резюмировал глава ведомства.

Дана Карина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться